Гуманизм Высокого Возрождения
Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким. Он связан, прежде всего, с такими именами как Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Эразм Роттердамский. Характерным фоном взлета Ренессанса был экономический и политический упадок Италии — закономерность, не раз повторявшаяся в истории. В творчестве представителей Высокого Возрождения достигли вершины реалистические и гуманистические основы культуры Ренессанса. Леонардо да Винчи (1452—1519) едва ли имеет равных себе по степени одаренности и универсальности среди представителей Возрождения. Сложно назвать отрасль, в которой бы он не достиг непревзойденного мастерства. Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, механиком, астрономом, физиологом, ботаником, анатомом, обогатив эти и многие другие сферы знаний открытиями и гениальными догадками. Он заложил основы нового искусства, что было связано с созданием гармоничного образа человека, соответствующего гуманистическим идеалам эпохи. В творчестве Леонардо неразрывно связаны искусство и наука. Так, любая его картина представляла собой сочетание художественного изображения библейских героев или простых людей с тончайшими наблюдениями природных явлений или анатомического строения человека (скалистый пейзаж «Мадонны в скалах» или космически обширный пейзаж «Моны Лизы», вселенская катастрофа цикла «Потоп» и др.), а также воплощение геометрических и физических закономерностей (пространственная композиция «Тайной вечери» или «Иоанна Крестителя», сочетание цвета и светотени). Среди многочисленных новаций Леонардо следует назвать особую манеру письма, получившую название дымчатой светотени (сфумато, от итал. fumo — дым), которая в сочетании с линейной перспективой передавала глубину пространства. Отдавая живописи пальму первенства в «споре искусств», Леонардо определял ее как универсальный язык (подобно математике), воплощающий с помощью пропорций и перспективы различные проявления разумного начала, царящего в природе. Леонардо не оставил после себя завершенных научных трактатов, однако в многочисленных записных книжках и рукописях (около 7 тыс. листов) представлены его идеи, наброски технических проектов, наблюдения над природными явлениями и человеком, которые обогатили практически все разделы человеческого знания. В своей совокупности эти материалы предваряли создание грандиозной энциклопедии человеческих знаний. Достаточно назвать его анатомические и ботанические исследования, наброски проектов металлургических печей, прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и землеройных машин, подводной лодки и танка, летательных аппаратов и парашюта. Леонардо предварил по ряду направлений научную революцию XVII в., что нашло выражение в развитии механики («рае математических наук»), астрономии (он был близок к созданию гелиоцентрической системы мироздания, полагая Землю «точкой в мироздании»), и т. д. Младший современник Леонардо великий живописец Италии Рафаэль Санти (1483—1520) вошел в историю мировой культуры как создатель ряда живописных шедевров. Это ранняя работа мастера «Мадонна Конестабиле», проникнутая изяществом и мягким лиризмом. Зрелые работы живописца выделяются совершенством композиционных решений, колоритом и экспрессией. Это и росписи парадных залов Ватиканского дворца и, конечно, величайшее творение Рафаэля — «Сикстинская мадонна». Мастер получил также известность благодаря своим архитектурным проектам дворцов, вилл, церкви и небольшой часовни в Ватикане. Папа Лев X назначил художника руководителем строительства купола Собора св. Петра. Также одним из титанов Высокого Возрождения является Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют прежде всего первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника — росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508— 1512). Общая площадь фрески 600 кв. метров. Многофигурная композиция фрески представляет иллюстрацию библейских сюжетов от сотворения мира. Особенно выделяется из живописных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд», написанная спустя четверть века после росписи потолка Сикстинской капеллы. В этой фреске воплотились лучшие гуманистические идеалы Возрождения. Смелость художника в изображении обнаженных тел вызвала негодование части клира, что свидетельствовало о начале наступления реакции на основы идеологии Возрождения. Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению «Давид». Но подлинное признание как архитектор и скульптор Микеланджело обрел в качестве проектировщика и руководителя строительства основной части здания Собора св. Петра в Риме, остающегося и до настоящего времени самым крупным католическим храмом в мире, а также за скульптурное оформление лестницы и площади Капитолийского холма. Не меньшую известность принесли ему архитектурные и скульптурные работы во Флоренции, в частности, скульптурная композиция в капелле Медичи. Четыре обнаженные фигуры на саркофагах властителей Флоренции «Вечер», «Ночь», «Утро» и «День» весьма ярко иллюстрируют осознание мастером ограниченности человеческих возможностей, отчаяние перед быстротекущим временем. Эти трагические настроения звучат в стихотворении последнего титана Возрождения, написанном от имени его же скульптуры «Ночь»:
Отрадно спать, отрадней камнем быть О, в этот век, преступный и постыдный, Не жить, не чувствовать — удел завидный. Прошу, молчи, не смей меня будить.
Еще одним ярким представителем гуманистической традиции Высокого Возрождения является Эразм Роттердамский. С именем этого ученого-гуманиста и богослова связано зарождение «христианского гуманизма». Основой мировоззрения Эразма явилось «возрождение» идей и этических идеалов раннего христианства, «возврат к истокам» во всех областях человеческой жизни. Эразм создал стройную систему нового богословия — «философию Христа». В этой системе главное внимание уделяется человеку, его отношению к богу, нравственным обязательствам человека перед ним. «Христианский гуманизм» ориентировался на синтез культурных традиций античного мира и устоев раннего христианства. Одной из центральных проблем «христианского гуманизма» явилась проблема свободы воли, которую Эразм анализирует в диатрибе «О свободе воли» (1524), с которой он вступил в полемику с главой бюргерской Реформации в Германии, основателем немецкого протестантизма (лютеранства) Мартином Лютером (1483—1546). Лютер спустя год, в 1525 г., написал обширный трактат-проповедь «О рабстве воли», где полемизировал с Эразмом по каждому пункту его диатрибы. В своей основе спор гуманиста Эразма и реформатора веры Лютера касался различий в толковании Священного писания. Но если оба автора изначально едины в отношении критики схоластов, то далее их пути расходятся. Лютер, оказавшийся под влиянием мистики, не допускает никаких сомнений в святости текста Писания. И если он признает свободу воли у человека, то лишь по отношению к существам, стоящим ниже его в иерархическом ряду живого. Свобода воли человека оказывается бесконечно малой частицей безграничной, абсолютной, поистине свободной воли сверхприродного бога. Он так и утверждает: «Свободная воля — это наименование Бога». Для человека свобода воли оказывается лишь иллюзией его гордыни. Лютер пытается также возродить ортодоксальное представление первоначального христианства о слабости человеческой природы, которая «не знает собственных сил», но «по гордыне своей... полагает, будто она все может и все знает». Такое самомнение человека — результат полной испорченности человеческой природы, следствие первородного греха. Поэтому «люди плохи всегда как перед потопом, так и после потопа». Принципиально иной подход к осмыслению свободы воли находит выражение в произведениях ученого-гуманиста Эразма Роттердамского. Нидерландский мыслитель поворачивает вопрос о свободе воли в плоскость философских рассуждений о природе человека, о морально-социальной жизни общества, где «любая вещь имеет два лица»: «Снаружи как будто смерть, — пишет он в "Похвале Глупости", — а загляни внутрь — увидишь жизнь, и наоборот, под жизнью скрывается смерть, под красотой — безобразие, под изобилием — жалкая бедность, под позором — слава, под ученостью — невежество, под мощью — убожество, под благородством — низость, под весельем — печаль, под преуспеянием — неудача, под дружбой — вражда, коротко говоря, сорвав маску с силена, увидишь как раз обратное тому, что рисовалось с первого взгляда». Проблема свободы воли в ее гуманистическом измерении трактуется и в ином, характерном для дискуссий в рамках средневековой культуры, аспекте — в плане соотношения веры и знания. Идея «Руководства христианского воина» (1501) заключалась в том, что светские знания необходимо усваивать, поскольку они появились задолго до рождения христианства. В «Антиварварах» Эразм утверждает, что знание арифметики, геометрии и астрономии, углубление в природу вообще (физика) необходимы для понимания Священного писания, изобилующего названиями животных, трав и минералов. В «Оружии христианского воина» эта мысль подкрепляется тем, что человек есть то благородное животное, ради которого бог и создал космическое устройство — «машину мира» (machina mundi). Правда, Эразм, развивая идею «машины мира» (она возникла в античное время в практике театральных представлений и эволюционировала до трактовки мира как огромной космической машины в XVII—XVIII вв.), не перешел в сферу натурфилософских изысканий. Его интерес к природе был всецело привязан к осмыслению природы человека, что, по сути, представляло собой гуманистический антропоцентризм. По отношению к человеку решаются все вопросы знания и веры, свободы воли и душевного здоровья. Эразм вносит гуманистическое содержание в знаменитый тезис Сократа «познай самого себя»: «познай самого себя и мерь себя на свой собственный лад. Лучше меньше знать и больше любить, чем больше знать и не любить. Следовательно, в числе срединных вещей знание занимает первое место; потом идут здоровье, умственная одаренность; красноречивость, внешний вид, силы, достоинство, уважение, влияние, благосостояние, слава, родовитость, друзья, домашние дела». На гуманистический характер мировоззрения Эразма указывал и Лютер, когда в одном из писем он писал буквально следующее: «Читаю я нашего Эразма и день ото дня уменьшается моя любовь к нему... человеческое заботит его гораздо больше, нежели божественное».
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |