Оценка системы показателей уровня жизни населения
При решении различных как исследовательских, так и практических задач выясняется, что разные специалисты по-разному понимают термин «уровень жизни» и используют неодинаковые его толкования. Действительно, понятие уровня жизни весьма сложно, многогранно и требует уточнения как в его наиболее общем смысле, так и в отдельных его интерпретациях, используемых в различных приложениях. Уровень жизни существует и используется вместе с целым семейством синонимичных и близких по значению терминов: народное благосостояние, качество жизни, степень удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся, положение населения. Имеющиеся в научной литературе определения уровня жизни акцентируют или отталкиваются от различных исходных понятий: производства, потребления, доходов, стоимости жизни, потребительских нормативов и стандартов или имеют комплексный многоаспектный характер. При подходе «от производства» исходят из зависимости уровня жизни от уровня развития производительных сил, структуры и эффективности общественного производства. Между уровнем жизни и общественным производством существует сильная обратная связь. Это, прежде всего, зависимость от уровня жизни и качественных характеристик трудовых ресурсов (что особенно подчеркивалось в советский период) и эффективности труда занятых, и повышение материальной заинтересованности работника в высокопроизводительном труде с ростом его потребительских возможностей. Определение уровня жизни как совокупности характеристик потребления широко используется как в отечественных исследованиях и разработках, так и в работе международных организаций и международной статистической информации. В официальных статистических материалах, в частности в сборниках Госкомстата России, к уровню жизни почти безоговорочно относят все рубрики, перечисляющие доходы, заработную плату, пенсии, социальные пособия и трансферты. Например, в статистическом сборнике «Россия в цифрах» записано: «Уровень жизни включает: - данные об основных показателях денежных доходов, характеризующих объем, состав и основные направления их использования; - показатели, отражающие дифференциацию распределения денежных доходов населения (в том числе сферу распространения низких доходов); - основные показатели социального обеспечения и социальной помощи; - жилищный фонд и жилищные условия населения» (таб. 1) Таблица 1. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения
Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека (населения) [9, с. 157]. Уровень жизни - это отношение уровня доходов к стоимости жизни вместе с определяемыми этим отношением характеристиками потребления и обеспеченности жизненными благами. Для практических расчетов достаточным может быть даже такое схематическое определение: уровень жизни населения - это отношение уровня доходов к стоимости жизни. Уровень доходов в данном случае наилучшим образом отображается показателем располагаемых ресурсов, поскольку в него, кроме текущих доходов, включаются и накопленные сбережения. Однако для простоты вычислений может быть использован и более распространенный показатель среднедушевого денежного дохода. Стоимость жизни может учитываться с помощью рационального потребительского бюджета, прожиточного минимума потребительской корзины (исчисляемых с помощью индексов стоимости жизни). Принимая во внимание, что в настоящее время прожиточный минимум рассчитывается регулярно, причем для различных групп населения и регионов страны, его использование наиболее практично и применимо в реальных расчетах. Кроме того, важно еще раз подчеркнуть, что речь здесь идет об уровне жизни только как об экономической и расчетно-статистической категориях. Более широкое понимание уровня жизни предполагает его рассмотрение в связи с качеством и образом жизни населения, характером имущественной обеспеченности, стилем социального поведения, политико-идеологической ориентацией и предпочтениями [8, с. 157]. Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека (населения). Чтобы иметь полное представление об уровне жизни, необходимо комплексное изучение доходов населения и его потребностей, уровня и структуры потребления, обеспеченности жильем, имуществом, предметами культурно-бытового назначения и др. Показатели, характеризующие уровень жизни, многообразны. Прежде всего, они подразделяются на общие и частные. К общим показателям относятся размеры на душу населения: ) национального дохода; 2) фонда потребления (продукция отраслей экономики, идущая непосредственно на потребительские цели); 3) потребительского фонда национального богатства (объем накопленного потребительского имущества - жилых, культурно-бытовых зданий, предметов культурно-бытового, хозяйственного назначения). Эти показатели характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества. Из частных показателей можно выделить: 1) уровень и способы потребления; 2) условия труда; 3) обеспечение жильем и благоустройством быта; 4) уровень социально-культурного обслуживания; 5) условия воспитания детей; 6) социальное обеспечение и др. Данные показатели обусловлены общественным развитием, но имеют большую детализацию и конкретизируются по отдельным группам населения (работников), территориям и т.д. Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества и человека, экономические возможности удовлетворения потребностей. К ним относятся показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояние каждого человека (номинальные и реальные доходы, занятость и др.). Эти показатели тесно связаны с воспроизводством рабочей силы (населения), характеризуя его экономическую основу, что особенно ярко проявляется в величине и дифференциации доходов населения. Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной, профессионально-квалификационный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы. Они находят отражение в социальных показателях (более широкое толкование) и тесно связаны с развитием социальной сферы и экономики в целом. Эти факторы дают представление о естественной основе народонаселения, что отчетливо просматривается в изменении численности населения, его отдельных групп и продолжительности жизни. Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей: первые имеют объективную (экономическую, техническую и т.д.) базу, вторые - субъективное мнение, субъективную оценку удовлетворенности трудом, семейными отношениями, доходами, работой, образом жизни и т.п. отдельных лиц и групп населения. Субъективная оценка учитывается в концепции качества жизни. Стоимостные и натуральные показатели. К стоимостным относятся все показатели доходов и другие показатели в денежной форме (товарооборот, объем услуг, перевозок, денежные вклады и накопления и т.п.). Натуральные показатели характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях (килограммы, штуки, квадратные метры, кубические метры и т.д.) - потребление продуктов питания, жильем, товарами культурно-бытового назначения [13, с. 187]. Для характеристики уровня жизни большое значение имеют количественные и качественные показатели. Количественные показатели характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг. Качественные показатели позволяют охарактеризовать качественную сторону благосостояния населения - это структура потребления благ, услуг, питания, уровень образования, квалификация, обеспеченность предметами социально-бытового назначения длительного пользования. Действие факторов может быть усилено (ослаблено) природно-климатическими условиями и наличием (отсутствием) ресурсов (человеческих, трудовых, производственных, финансовых, информационных, духовных). Но прямой зависимости здесь нет. Например, богатыми странами считаются Япония, Швейцария, которые обладают очень скудными природными ресурсами. Высокий уровень благосостояния отмечается в странах как с большой численностью населения (США, Германия, Япония), так и с небольшой (Люксембург, Финляндия, Швейцария). Сходные суровые климатические условия имеют, например, Канада, Норвегия, Россия (северные регионы), а по уровню жизни эти страны различаются.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |