Сущность определения понятий СКД
Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ Филиал Московского государственного университета культуры и искусств
Кафедра социально – гуманитарных дисциплин
КУРСОВА РАБОТА По социальной – культурной деятельности «Современные культуротворческие технологии»
Выполнила: студентка Шайхетдинова Н.И._____ Специальность СКД Курс 1 Группа 903 Проверил: кандидат исторических наук, доцент Низамова М.С._______
Набережные Челны, 2010 Содержание Введение 3 1. Теоретические подходы в технологии СКД 5 1.1. Сущность определения понятий СКД 5 1.2. Технологии СКД в разные исторические периоды 7 1.3. Современные технологии, используемые учреждениями культуры 14 2. Практическое исследование опыта применения технологии молодежным центром «Шатлык» г. Набережные Челны 19 2.1. Условия организации 19 2.2. Опыт применения технологий СКД в деятельности молодежным центром «Шатлык» г. Набережные Челны 23 2.3. Выводы и рекомендации 34 Заключение 37 Список используемой литературы 38
Введение Самодеятельное художественное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм. Именно художественное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего. Сегодня наиболее актуально работать с молодежью. Одной из наиболее острых проблем в данной сфере остается недостаточная реализация педагогического потенциала в культурно-досуговой деятельности. На фоне коммерциализации деятельности клубных учреждений, все более широкого внедрения новых экономических механизмов функционирования клубных самодеятельных художественных коллективов особенно актуальными становятся задачи воспитания и развития личностных качеств подростков. Необходимо подчеркнуть, что в сложных и противоречивых современных социально-культурных условиях приоритетными задачами культурно-досуговой деятельности, в которой участвуют подростки, должны стать: - решение общих задач социализации личности; - организация содержательного досуга в целях профилактики подростковой беспризорности преступности, наркомании, суицидов; - психологической коррекции личности; социальной адаптации и реабилитации подростков-инвалидов, и т.д. Проблеме воспитания подростков в культурно-досуговой сфере, посвящен ряд исследований, в которых отражены различные аспекты: научно-теоретическое обоснование досуговой деятельности как явления, формирующего личность (Т.И.Бакланова, А.Д.Жарков, Ю.Е.Соколовский), разработка методик работы в коллективах (В.И.Закутский, В.Г.Кузнецов, В.Г.Соколов). Предмет исследования: культуротворческие технологии. Объект исследования: молодежный центр «Шатлык». Цель: изучить культуротворческие технологии на примере деятельности молодежного центра «Шатлык». Задачи: - рассмотреть теоретические аспекты культуротворческих технологий; - изучить на практикеразвитие культуротворческих технологий, на примере деятельности молодежного центра «Шатлык». Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Теоретические подходы в технологии СКД Сущность определения понятий СКД В разные исторические периоды СКД называлась: -внешкольное образование (до 1920 г.) -политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.) -культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.) -культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов) -социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов) До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность КД учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название – СКД. СКД –это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга. КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.) КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы). Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности («Закон о культуре»)[2 c. 125]. Особенности СКД: -осуществляется в свободное время -отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т.д. -характеризуется многообразием видов -РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.) Отличительные черты СКД: -гуманистический характер -культурологический характер -развивающий характер Функции СКД: -развивающая -информационно-просветительская -культурно-творческая -рекреационно-оздоровительная Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы. Анализ сущности социально-культурной деятельности показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы. Репродуктивная деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием жизнедеятельности человека. Репродуктивность неизбежна и обязательна во многих видах досуговых занятий, непрофессиональной художественной самодеятельности, клубной практике и т.п. В то же время для участника самодеятельного коллектива, например, освоение азов искусства, овладение организаторскими умениями, сами процессы познания, реализации своих интересов и потребностей — не только репродукция, но и творчество. В связи с этим типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом: - творческий уровень — преобладание творческих моментов в деятельности; - репродуктивно-творческий уровень — открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым; - репродуктивный уровень — простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов и т.п. Таким образом, социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |