Закономерности и принципы процессов воспитания и самовоспитания
Воспитание – это управление развитием и формированием личности, главным образом ее нравственной сферы, и его задачей является такое построение воспитательного процесса, которое обеспечивало бы максимальное развитие личности, доступное человеку на каждом возрастном этапе. Воспитание – упр развитием и формир личности (главным образом ее нравственной сферы) и его задачи – такое построение воспит процесса, кот обеспечило ба максим развитие личности доступное человеку на каждом возрастном этапе. Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение объекта, сопровождающееся возникновением нового кач-ного сост-ния. Воспитательный процесс основан на определенных закономерностях: 1) закономерности – характерные, устойчивые, связи процесса воспитания с другими более широкими процессами (воспитание готовит к жизни в обществе, а зн должно соответствовать законам и требованиям данного общества); 2) закономерности – устойчивые связи внутри самого процесса воспитания между его компонентами (организованность, содержание, методы), отсюда принципы: воспитание в коллективе и через коллектив, совокупность пед управления с развитием инициативы детей. Закономерности: 1. воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. 2. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности 3. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. 4. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимся перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов. 5. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся. 6. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. 7. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив. 8. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций. Принцип – исходные положения, определяющие основные требования воспитания, его организацию, содержание и методы. Воспит-е строится на принципах: персонификации (направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведении); непрерывности;целостности;природосообразности (означает отношение к человеку как части природы, опору на его природные силы и создание для его развития условий, почерпнутых из природы); культуросообразности (учет усл, в кот находится ч-к, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образ-я. Идеи необходимости культуросооб-ти были развиты немецким педагогом . Дистервегом, разрабатывавшим теорию развивающего обучения); идеализации;гармонизация (имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса); диффернциация (в воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся); единства пед требований школы, семьи и общества; целенаправленного воспитания; принцип связи воспитания с жизнью; последовательности; уважение к ребенку в совокупности с требовательностью к нему; принцип воспитания в коллективе и через кол-в; учет возрастных и индивид-х особен-й ребенка. Самовоспитание – сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность человека, ведущая к реализации, развитию и совершенствованию его личности. Самовоспитание находится в неразрывной связи с воспитанием, подкрепляя и развивая процесс формирования личности. Компоненты самовоспитания: 1) самоанализ личностного развития – размышление над отдельными качествами своей личности, способствует обдуманным действиям и поступкам, помогает установить причинно-следственные связи; 2) самоотчет – повышает ответственность за свои поступки, способствует обмену опытом работы по самовоспитанию; 3) самоконтроль – помогает выявить качества характера и оценить свои возможности; 4) самооценка – помогает правильно и объективно оценить себя, дать характеристику и оценку отдельным качествам личности. Виды самовоспитания: 1) интеллектуальное; 2) эстетическое; 3) физическое; 4) психологическое. Интеллектуальное самовоспитание. Цель интеллектуального самовоспитания учителя – научиться изложить свои знания так, чтобы увлечь, заставить почувствовать жизнь в своем предмете. Основной интеллектуальной деятельностью учителя школы является общение с учениками. Решающими факторами для интеллектуального воспитания являются: 1) хорошо развитая устная речь; 2) письменная речь; 3) глубокие профессиональные знания самого разнообразного характера, включающие высокий уровень общего образования. Этическое самовоспитание. Цель эстетического воспитания – уделять больше внимания навыкам общения. Комплекс навыков, необходимый для этого, трудно определяем и зависит от типа характера, воспитания, мышления. Решающие факторы этического самовоспитания: 1) умение установить и поддержать контакт с собеседником; 2) умение привлечь и удерживать внимание собеседника; 3) воспитание уважения к другим людям, к их чувствам и эмоциям. Физическое самовоспитание. Цель физического самовоспитания – увеличение физической нагрузки, улучшение физического состояния организма. Физическая нагрузка в деятельности учителя очень мала, он часто подвержен стрессам, болезням и недомоганиям. Решающие факторы физического воспитания: 1) присутствие особого психологического компонента, позволяющего снять стресс, сбросить усталость; 2) поднятие общего тонуса; 3) умение обращаться с собственным телом; 4) поддержание нормальной спортивной формы. Рекомендуемые физические нагрузки: 1) бег; 2) плавание; 3) туризм; 4) оздоровительные спортивные системы. Психологическое самовоспитание. Цель психологического воспитания – подготовить учителя к специфике своей профессиональной деятельности. Дети очень чувствительны к психологическому состоянию учителя, поэтому недопустимы вспышки ярости, недовольства, агрессии. Достичь этого можно только при наличии устойчивой, уравновешенной нервной системы. Решающие факторы психологического самовоспитания: 1) умение длительно концентрироваться; 2) умение снимать психологическое напряжение; 3) стремление понимать состояние учеников; 4) правильное общение с родителями и коллегами.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2212)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |