Сущность и компоненты процесса Проф.обучения
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в её развитии и саморазвитии. (Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие педагога и обучаемого, направленное на достижение заданной цели по воспитанию обучению, образованию и развитию личности.) Педагогический процесс это: •динамическая система; •система взаимодействия педагога и обучаемого; •система деятельности; •система взаимодействия обучения, воспитания, образования и развития; •система взаимодействия теоретического и производственного обучения. Целостность педагогического процесса проявляется: •в единстве процессов обучения, воспитания, формирования и развития; •в наличии общего и сохранении специфики этих процессов; •в соподчинении всех элементов педагогического процесса (Ц-С-М/С-Р-R). Компоненты педагогического процесса: - педагоги и воспитанники – являются субъектами и главными компонентами - содержание образования ( опыт, базовая культура) - педагогические средства – материальные ( наглядные, технические, электронные), художественные… Педагогический процесс включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессионально-педагогическую деятельность педагогов и познавательную деятельность обучающихся. Профессионально-педагогическая деятельность осуществляется по единому алгоритму, включающему в себя: 1.анализ исходной ситуации, определение и постановку цели обучения; 2.планирование учебно-профессиональной деятельности, отбор содержания и средств подачи (различными способами) новых фрагментов учебного материала; 3.осуществление операций, организующих профессионально-познавательную деятельность обучающихся; 4.организацию обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала; 5.анализ и оценку результатов обучения. Познавательная деятельность обучающихся представляет собой единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. В ней могут быть выделены следующие компоненты: •анализ исходного уровня своей общеобразовательной и профессиональной подготовленности; •осознание и принятие цели и задач профессионального обучения; •планирование и организация своей учебной деятельности; •самоанализ и самоконтроль профессионально-познавательной деятельности; •самоанализ и самооценка результатов. Профессионально-педагогическая деятельность является определяющим фактором успешности профессионального обучения. Однако эта успешность зависит также и от активности обучающихся. Процесс обучения не может быть эффективным без применения современных методов и дидактических средств. В свою очередь, методы, формы и средства обучения определяются содержанием образования и уровнем личностного и профессионального развития учащихся. Таким образом, процесс профессионального обучения — это целостное педагогическое явление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны: цели обучения воплощены в содержание образования, которое определяет его методы, формы и средства. В реальной педагогической действительности процесс профессионального обучения носит циклический характер. Каждый его дидактический цикл представляет собой функциональную систему, основанную на совместной деятельности всех субъектов процесса обучения. Педагогический процесс как система включает в себя взаимосвязанные, внедренные друг в друг в компоненты: процесс формирования, процесс развития, процесс воспитания, процесс обучения, сотрудничество (взаимодействие) педагога и обучающегося, систему условий, форм, методов организации педагогического процесса. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и обучаемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты — целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели — всестороннего и гармонического развития личности — до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Цель-предвосхищение в сознании конечного результата взаимодействия педагога и учащегося; особенностью цели является ее представление в начале взаимодействия. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный — взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Принцип-основные идеи, положенный в основу педагогического процесса, следование которым позволяет достичь поставленных целей Содержание-часть опыта поколений, которая передается учащемся для достижения поставленной цели. Метод-последовательность действий педагога и учащегося, посредством которых передается, а затем усваивается, перерабатывается и воспроизводится содержание (рассказ, беседа, инструктаж) Средства-материализованные предметные и регулятивные посредники организации взаимодействия педагога и учащегося к средствам относятся: учебное оборудование, инструменты, технические средства обучения, учебники, наглядные пособия, правила и методы взаимодействия, действия и приемы. Форма- устойчивая, завершенная его организация в единстве всех компонентов. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью. Рефлексия-процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Можно выделить основные составляющие педагогического процесса: •цель; •принцип; •содержание; •методы, средства, формы; •результат; •рефлексия. Все перечисленные нами компоненты могут быть реализованы только на основе взаимодействия педагога и обучающегося. Что же движет педагогическим процессом? Движущими силами его являются противоречия.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1355)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |