Концепции объясняющие появление воспитания и природу его происхождения
Принято считать, что воспитание возникло, когда человек стал Homo sapiens (существом разумным), т.е. 40 000 лет до н.э. В 19 векебыло создано несколько концепций, объясняющих появление воспитания и природу его происхождения: l Эволюционная или социолого-антропологическая теория французского этнографа Шарля Летурно (1831-1904); l Социолого-психологическая теория американского профессора педагогики Пауля Монро (1869-1947); l Социолого-трудовая теория немецких политологов, основоположников марксисткой философии Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895); l Духовно-культоролагическая теория немецкого педагога Карла Шмидта (1819-1864).
Тема 4. Целостный педагогический процесс 30. Педагогический процесс как педагогическая категория. Педагогический процесс - целенаправленное и организованное взаимодействие педагогов и учащихся, реализующие цели воспитания и образования в условиях педагогической системы. В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Однако, исследования показали, что это понятие суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса, и прежде всего его главных отличительных черт – целостности и общности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.
31. Сущностные характеристики педагогического процесса. Педагогический процесс —внутренне связанная совокупность многих процессов, но он представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство — главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: • в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; • в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; • в наличии общего и сохранении специфического
32. Педагогическая система. Педагогический процесс протекает в педагогической системе -объединении компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного целенаправленного педагогического влияния на формирование личности. Профессор В. П. Беспалько представляет следующую взаимосвязанную совокупность вариантных элементов: l учащиеся; l цели воспитания (общие и частичные); l содержание воспитания; l процессы воспитания (собственно воспитание и обучение); l учителя (или технические средства обучения); l организационные формы воспитательной работы. Каждый из этих компонентов может быть разложен на элементы с любой степенью детализации
33. Педагогический процесс как система. (схема по Подласый И.П.) - Педагогическая теория научившись представлять педагогический процесс как динамическую систему. - В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. - Системное рассмотрение педагогического процесса позволяет увидеть его структурные компоненты в статичном, пространственном изображении. - Помимо четкого выделения составных компонентов, такое представление позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в практике управления педагогическим процессом. - Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система образования, взятая в целом, учебное занятие и т. д.
34. Структура педагогического процесса. Структура (от лат. structura — строение) — это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. Важную характеристику педагогического процесса представляет процессуальность или осуществление во времени. В данном контексте педагогический процесс представляет собой деятельность последовательно сменяющих друг друга и требующих решения разнообразных и разноплановых задач.
Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, — педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты: l целевой, l содержательный, l деятельностный, l результативный
35. Этапы педагогического процесса. Педагогический процесс носит циклический характер. В развитии любого педагогического процесса можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы — это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами педагогического процесса можно назвать: 1. Подготовительный. Этап анализа ситуации, определения педагогической задачи, проектирования вариантов решения и выбора оптимальных условий реализации. 2. Основной. Этап осуществления плана решения задачи на практике, предусматривающий организацию деятельности и взаимодействия субъектов педагогического процесса. 3. Заключительный. Этап анализа результатов решения поставленной задачи.
36. Внутренние движущие силы педагогического процесса. Условием любого развития и движения, движущей силой являются противоречия, которые в педагогическом процессе необходимо ясно себе представлять, а нередко и специально организовывать. Внутренней движущей силой (источником) педагогического процесса является противоречие между требованиями к ребенку, возникающими в его жизни, и его реальными возможностями, уровнем его развития. Это противоречие становится толчком к процессу воспитания и дальнейшему росту ребенка, если требования соответствуют возрастным особенностям ребенка, не являются слишком легкими или напротив слишком трудными. Л.С. Выготский называл зоной актуального развития то состояние, в котором ребенок может делать что-либо без помощи взрослого
37. Закономерности педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются : 1.Закономерность динамики педагогического процесса. 2.Закономерность развития личности в педагогическом процессе. 3.Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. 4. Закономерность стимулирования. 5.Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. 6.Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. 7. Закономерность обусловленности педагогического процесса
38. Педагогическое целепологание. Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность Целеполагание в педагогике —сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (956)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |