Процесс обучения, его сущность и важнейшие структурные компоненты
Обучение — специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение школьниками знаний умений и навыков, способов мышления и деятельности, а также опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и миру. Знания — результат научного познания, а также как предмет усвоения. Знания — это понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.д.). Умения — это владение способами применения усваиваемых знаний на практике. Навыки — это автоматизированные действия, доведенные до высокой степени совершенства. Способности (развиваются через труд) — развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности и обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности делят: 1. общие — для любого вида деят-сти; 2. специальные — определенный вид деят-сти: музыка, живопись. Задачи процесса обучения: Ø стимулирование учебно-познавательной активности учащихся; Ø организация познавательной деятельности школьников по овладению научными знаниями, умениями и навыками; Ø развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований учащихся; Ø выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры; Ø совершенствование учебных умений и навыков школьников. Функции процесса обучения 1. Образовательная функция — состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений и навыков с целью их использования на практике. Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организацией самостоятельной работы, конспектирования. 2. Воспитательная функция — (содержание образования и собственно-личностный пример) осуществляется посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективное обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности, в свою очередь, невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований. 3. Развивающая функция — (развитие психических процессов: память, мышление, речь) осуществляется более объективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности, то есть при осуществлении развивающего обучения. Развивающий характер обучения ориентирован на формирование личности как целостной психической системы, что предполагает развитие речи, мышления, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной, мотивационно-потребностной сфер личности. Структура процесса обучения Обучение – двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники, осуществляя свою деятельность: преподавание и учение. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ Преподавание Учение (деятельность учителя) (деятельность ученика) Научение (результат деятельности учителя и учащихся)
Структурные компоненты: Ø целевой— (определение целей и задач учебной деятельности учащихся); Ø потребностно-мотивационный — (формирование у учащихся потребностей в знаниях и мотивов учебной деятельности); Ø содержательный — (определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися на основе учебных программ, учебников, учебных пособий); Ø операционно-деятельностный — (организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом на основе применяемых методов, приемов и форм обучения); Ø эмоционально-волевой — (придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера); Ø контрольно-регулировочный — (регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся, самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность); Ø оценочно-результативный — (оценивание результатов учебной деятельности учащихся, самооценка результатов школьниками).
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (877)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |