Норматив № 4
«Определение номенклатур»
Условия выполнения норматива.
На сборной таблице показана схема склейки из девяти листов. Определить и выписать на отдельную схему номенклатуры листов склейки карт.
Ошибка, снижающая оценку на один балл, – неправильно определена номенклатура одного листа карты.
Время на выполнение норматива отсчитывается от момента выдачи сборной таблицы до сдачи схемы:
отлично -5 мин,
хорошо -6 мин,
удовлетворительно -8 мин.
Норматив № 5
«Подготовка данных для движения по азимутам»
Условия выполнения норматива.
На карте масштаба 1: 25 000 (50 000) указаны два пункта на расстоянии не менее 4 км. Изучить по карте местность. Наметить маршрут движения, выбрать не менее трех промежутков ориентиров, определить дирекционные углы и расстояния между ними.
Оформить схему (таблицу) данных для движения по азимутам (дирекционные углы перевести в магнитные азимуты, а расстояния в пары шагов).
Ошибки, определяющие оценку «неудовлетворительно».
Ошибка в определении дирекционного угла превышает 20.
Ошибка в измерении расстояния превышает 0,5 мм в масштабе карты.
Не учтены или неправильно введены поправки на сближение меридианов и склонение магнитной стрелки.
Время на выполнение норматива отсчитывается от момента выдачи карты до представления схемы (таблицы).
отлично -8 мин,
хорошо -9 мин,
удовлетворительно -11 мин.
Норматив № 6
«Движение по азимутам»
Условия выполнения норматива.
На исходном пункте подразделению вручается схема (таблица) данных для движения по азимутам, на которой указаны исходный и конечный пункты (рубежи), 3-4 промежуточных ориентира, магнитные азимуты и расстояния между ними в метрах. Протяженность маршрута не менее 4 км. Местность среднепересеченная.
Перевести расстояния в пары шагов, соблюдая маскировку, совершить марш и выйти к конечному пункту (рубежу).
На сильнопересеченной местности время на выполнение норматива увеличивается в 1,3 раза
Днем: отлично -45 мин,
хорошо -50 мин,
удовлетворительно -1 ч
Ночью: отлично -55 мин,
хорошо -1 ч,
удовлетворительно -1 ч 10 мин.
Норматив № 7
«Ориентирование по карте»
Условия выполнения норматива.
В ходе марша (наступления) на незнакомой местности определить по карте свое местоположение. Ошибка в определении точки стояния не должна превышать 2 мм в масштабе карты.
На закрытой местности и местности, бедной ориентирами, время на выполнение норматива увеличивается в 1,5 раза.
Время на выполнение норматива отсчитывается от постановки задачи до окончания доклада о своем местоположении.
Днем: отлично -1 мин 50 с,
хорошо -2 мин,
удовлетворительно -2 мин 30 с,
Ночью: отлично -3 мин,
хорошо -3 мин 30 с,
удовлетворительно -4 мин 30 с.
Норматив № 11
«Определение по карте высот, взаимной видимости точек и крутизны скатов»
Условия выполнения норматива.
На карте даны две точки на удалении 10 – 15 см с 2 – 3 укрытиями между ними.
Определить абсолютные высоты двух точек, превышение между ними.
Определить абсолютные высоты двух точек, превышения между ними и их взаимную видимость, показать все подъемы и спуски по прямой линии между точками и определить наибольшую крутизну ската.
Ошибки в определении высот не должны превышать 0,5 высоты сечения рельефа, а крутизна ската – 30.
Время на выполнение норматива отсчитывается от момента окончания постановки задачи до окончания доклада о ее выполнении.
отлично -9 мин,
хорошо -10 мин,
удовлетворительно -12 мин.
Норматив № 13
«Определение координат целей (объектов) по карте (аэрофотоснимку)»
Условия выполнения норматива.
На карте (аэрофотоснимке с координатной сеткой) нанесена цель (указан местный предмет). Определить полные прямоугольные (географические) координаты цели (предмета).
Ошибка в определении прямоугольных координат не должна превышать 0,5 мм в масштабе карты (аэрофотоснимка) для оценок «отлично» и «хорошо» и 1 мм – для оценки «удовлетворительно».
Ошибка в определении географических координат не должна превышать 3 угловых секунд.
Время на выполнение норматива отсчитывается от момента окончания постановки задачи до сдачи списка координат:
отлично -1 мин 50 с,
хорошо -2 мин,
удовлетворительно -2 мин 30 с.
Норматив № 17
«Подготовка по карте маршрута движения»
Условия выполнения норматива.
На карте указаны исходный пункт и на удалении 35 – 40 км от него новый район сосредоточения. Поднять маршрут движения, отметить контрольные ориентиры через 5 – 10 км, измерить расстояния между ними и подписать нарастающим итогом. Измерить и подписать на карте магнитные азимуты направлений между контрольными ориентирами. Определить время на марше.
Ошибка в определении длины маршрута не должна превышать 5 мм в масштабе карты, магнитных азимутов - 30 (0-50), время движения 10 мин.
Время на выполнение норматива отсчитывается от команды «К выполнению норматива приступить» до сдачи отработанной карты.
отлично -17 мин,
хорошо -18 мин,
удовлетворительно -28 мин.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Справочные данные.
Допустимые скорости движения войск в колоннах на автомобильных дорогах в зависимости от типа покрытия.
Тип покрытия
| Средняя скорость движения, км/ч
|
Новое покрытие
| Отремонтированное покрытие
| Покрытия с повреждениями
|
до 10 %
| более 10%
|
Асфальтобетонное
|
| 40 - 50
| 20-35
| 10-20
|
Щебеночное и гравийное
|
| 30-40
| 20-30
| 10-20
|
Мостовая из брусчатки
|
| 30-40
| 20-30
| 10-20
|
Булыжное
|
| 25-35
| 15-25
| 10-20
|
Естественный грунт с добавками
|
| 20-30
| 10-20
| 5-12
|
Без покрытия (на естественном грунте)
|
| 15-25
| 8-15
| 5-10
|
Деревянное колейное
|
| 20-25
| 8-10
| 5-6
|
Допустимые скорости автомобилей при двустороннем движении в зависимости от ширины проезжей части.
Ширина проезжей части, м
|
| 7,5
| 7,25
|
| 6,5
| 6-6,5
|
|
Допустимая скорость движения, км/ч
|
|
|
|
|
|
|
|
Предельные скорости движения машин на склонах разной крутизны.
Тип машин
| Скорость движения (км/ч) при крутизне склона, град
|
До 3
| 3-6
| 6-10
| 10-15
| 15-20
|
Автомобили Танки Тягачи
| 25-20 25-15 18 12
| 20-15 15-12 12 10
| 15-12 12-10 10 7
| 12-8 10-6 7-5
| 8-5 6-4 5-3
|
Виды склонов и их проходимость.
Виды склонов
| Крутизна в град
| Проходимость склонов
|
Очень пологие
| до 5
| Преодолеваются всеми видами боевых машин по дорогам и вне дорог
|
Пологие
| 5-10
| Затрудняется движение, скорость снижается
|
Средней крутизны
| 10-20
| Преодолевается с трудом, на малой скорости колесными машинами
|
Крутые
| 20-30
| Предельные для всех видов колесных машин, с трудом преодолеваются гусеничными машинами
|
Большой крутости
| 30-40
| Недоступны для колесных и гусеничных машин
|
Очень крутые
| 40-60
| -
|
Обрывистые
| свыше 60
| -
|
Предельная глубина брода для различных машин.
Род войск и тип машин
| Глубина брода при скорости
|
до 1 м/с
| до 2 м/с
| Более 2 м/с
|
Мотострелковые подразделения в пешем порядке
| 1,0
| 0,8
| 0,6
|
Автомашины
| 0.8
| 0,7
|
|
Танки и САУ
| 1,2
| 1,1
| 1,0
|
Гусеничные тягачи
| 0,8
| 0,7
| 0,6
|
Классификация рек по скорости течения.
Характер течения
| Скорость течения м/с
|
равнинных рек
| горных рек
|
Слабое
| Менее 0,5
| Менее 2,0
|
Среднее
| 0,5-1,0
| 2,0-4,0
|
Быстрое
| 1,0-2,0
| 4,0-6,0
|
Очень быстрое
| Свыше 2,0
| Свыше 6,0
|
Зависимость характера грунта дна реки от скорости течения.
Скорость течения, м/с
| ОД-0,25
| 0,25 - 0,5
| 0,5-1,0
| 1,0-1,5
| Более 1,5
|
Грунт дна
| Илистый
| Песчаный
| Крупнозернистый песок
| Плотная глина, гравий
| Галька, глыбы камней
|
Проходимость болот машинами зимой.
Полный вес машины, т
| Необходимая толщина промерзшего слоя, см
| Дистанция между машинами, м
|
травяные болота
| моховые болота
|
| Колесные машины
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Гусеничные машины
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скорость движения войск без лыж по снегу, км/ч.
| Глубина снежного покрова, см
|
20-30
| 30-50
| 50-75
| свыше 75
|
Войска
| до 3
| до 2
| До 1
| до 0,5
|
Человек проходит в час столько километров, столько шагов делает в 3 сек (при шаге длиной 0,85 м). Длина шага человека: где Р рост в см.
Видимость на дороге.
Вид видимости
| Расстояния, м
|
Хорошая
| более 1800
|
Ограниченная
| 1800-400
|
Плохая
| 400-100
|
Очень плохая
| менее 100
|
Влияние тумана на видимость.
Степень
| Характеристика
| Видимость, м
|
| Слабый туман
| 1000-600
|
| Умеренный туман
| 600-200
|
| Средней плотности
| 200-50
|
| Густой туман
| 50-20
|
| Очень густой туман
| 20-10
|
| Непроглядная мгла
| менее 10
|
Влияние на войска горной местности.
Высота над уровнем моря, м
| Атмосферное давление, мм рт. ст.
| Температура, °С
| Плотность воздуха, кг/м3
| Температура кипения воды, °С
|
| 760,0
| +15,0
| 1,2250
|
|
| 674,1
| +8,5
| 1,1120
| 96,7
|
| 596,2
| +2,0
| 1,0068
| 93,6
|
| 525,8
| -4,5
| 0,9094
| 89,7
|
| 462,3
| -11,0
| 0,8193
| 87,0
|
| 405,1
| -17,5
| 0,7363
| 82,7
|
С увеличением высоты:
- мощность моторов танков и автомобилей уменьшается на 8 - 10 % на каждые 1000 м подъема;
- снижается подъемная сила и устойчивость полета вертолетов;
- понижается температура кипения воды, что затрудняет приготовление пищи и вызывает перегрев моторов с водяным охлаждением;
- снижается работоспособность личного состава войск (общая вялость, сердцебиение и головные боли).
Определение силы и скорости ветра.
Сила ветра по шкале Бофорта, баллы
| Скорость ветра
| Название ветра
| Описание
|
|
| Штиль
| Дым поднимается вертикально, воды спокойны
|
|
| Легкий ветер
| Дым показывает направление ветра
|
|
| Легкий бриз
| Дрожат листья, ветер ощущается на лице
|
|
| Слабый бриз
| Листья трепещут, флажки развеваются
|
|
| Свежий бриз воздух
| Пыль поднимается, колышутся ветви
|
|
| Довольно сильный бриз
| Шевелятся кусты, на воде - небольшие волны
|
|
| Сильный бриз
| Колышутся большие ветки, ветер слышен в закрытом помещении
|
|
| Умеренный ветер
| Гнуться деревья, ходьба затруднена
|
|
| Свежий ветер
| Ломаются ветви деревьев, ветер валит с ног
|
|
| Сильный ветер
| Ветер срывает с крыш черепицу и дымовые трубы
|
|
| Полный ветер
| С корнем вырывает деревья
|
|
| Шторм
| Серьезные повреждения
|
|
| Ураган
| Катастрофические разрушения
|
Дальность прямой видимости.
Дальность прямой видимости на равнинной местности с учетом кривизны Земли определяют по формуле:
где: D-дальность видимости, км;
h1 - высота поднятия наблюдателя, м;
h2 - высота цели, м.
Если одна из высот равна нулю, то дальность практических целей определяют по формуле:. .
Высота цели или поднятия наблюдателя h, м
| Дальность прямой видимости D, км
| Высота цели или поднятия наблюдателя h, м
| Дальность прямой видимости D, км
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Длительность залегания снежного покрова.
Длительность залегания снежного покрова на разных высотах северного склона Большого Кавказа
| Высота, м
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата установления снежного покрова
| 23.12
| 11.12
| 29.11
| 17.11
| 5.11
| 25.10
| 5.10
|
Дата схода снежного покрова
| 5.4
| 27.4
| 20.5
| 15.5
| 8.6
| 1.7
| 25.7
|
Число дней со снежным покровом
|
|
|
|
|
|
|
|
Долгота дня на различных широтах Северного полушария (ч. и мин.).
Дата
| Широта места
|
34°
| 40°
| 46°
| 52°
| 58°
| 64°
|
Январь
| 1 11 21
| 9 54 10 04 1016
| 9 23 9 34 9 49
| 8 43 8 56 9 15
| 751 8 08 8 32
| 6 36 6 58 7 31
| 4 27 5 05 5 59
|
Февраль
| 1 11 21
| 10 34 10 51 11 10
| 10 10 10 33 10 58
| 9 42 1010 10 40
| 9 06 9 42 10 21
| 8 18 9 04 9 53
| 7 06 8 10 9 16
|
Март
| 1 1 21
| 11 27 11 48 12 10
| 11 18 11 44 12 12
| 11 06 11 39 12 12
| 10 52 11 32 12 12
| 10 33 11 24 12 15
| 10 08 11 12 12 18
|
Апрель
| 1 11 21
| 12 32 12 53 13 13
| 12 38 13 05 13 36
| 12 48 13 19 1351
| 12 57 13 38 14 16
| 13 10 14 02 14 50
| 13 28 14 34 15 40
|
Май
| 1 11 21
| 13 32 13 50 14 04
| 13 54 14 15 14 34
| 14 21 14 47 15 10
| 14 52 15 28 15 58
| 15 37 16 23 17 04
| 16 46 17 52 18 56
|
Июнь
| 1 11 21
| 14 16 14 23 14 26
| 4 48 4 58 5 01
| 15 30 15 42 15 46
| 16 24 16 38 16 45
| 17 42 18 04 1811
| 20 00 20 44 2100
|
Июль
| 1 11 21
| 14 23 14 16 14 06
| 4 58 4 49 4 36
| 15 42 15 30 15 14
| 16 40 16 24 16 02
| 18 03 17 42 17 10
| 20 45 20 04 19 07
|
Август
| 1 11 21
| 13 50 13 32 13 14
| 14 16 13 56 13 32
| 14 48 14 20 13 53
| 15 29 14 56 14 20
| 16 29 15 43 14 55
| 17 58 16 53 15 48
|
Сентябрь
| 1 11 21
| 12 53 12 32 12 12
| 13 05 12 40 12 14
| 13 20 12 48 12 17
| 13 38 13 00 12 20
| 14 03 13 13 12 23
| 14 36 13 32 12 28
|
Октябрь
| 1 11 21
| 11 50 1 29 1 109
| 11 47 11 20 10 56
| 11 44 11 11 10 40
| 11 40 11 00 10 20
| 11 34 10 43 9 54
| 11 24 10 20 9 15
|
Ноябрь
| 1 11 21
| 10 49 10 31 10 16
| 10 29 10 07 9 48
| 10 06 9 40 9 15
| 9 39 9 02 8 32
| 9 01 8 14 7 33
| 8 05 7 02 6 01
|
Декабрь
| 1 11 21
| 10 04 9 56 9 54
| 9 34 9 23 9 20
| 8 56 8 43 8 38
| 8 08 7 51 7 45
| 6 59 6 36 6 28
| 5 06 4 28 4 12
|
Продолжительность дня и ночи на разных географических широтах северного полушария.
Широта, град.
| Самый длинный день (лето)
| Самый короткий день (зима)
| Разность
|
Экватор
| 12 ч 00 мин.
| 12 ч 00 мин
| 0ч 00 мин
|
| 12 35
| 11 25
| 1 10
|
| 13 13
| 10 47
| 2 26
|
| 13 56
| 10 04
| 3 52
|
| 14 51
| 9 09
| 5 42
|
| 16 09
| 7 51
| 8 18
|
| 18 30
| 5 30
| 13 00
|
Северный полярный круг
| 24 00
| 0 00
| 24 00
|
| Солнце не заходит 65 суток
| восходит 60 суток
|
|
| Солнце не заходит 134 суток
| Солнце не восходит 127 суток
|
|
Северный полюс
| Солнце не заходит 186 суток
| Солнце не всходит 179 суток
|
|
Для определения расстояний по угловым и линейным размерам некоторых предметов даны величины (ширину, высоту, длину).
Предмет
| Размеры, м
|
Высота
| Длина
| Ширина
|
Средний танк
| 2-2,5
| 6-7
| 3-3 5
|
Бронетранспортер
|
| 5-6
| 2-2,4
|
Мотоцикл с коляской
|
|
| 1,2
|
Грузовой автомобиль
| 2-2,5
| 5-6
| 2-3,5
|
Легковой автомобиль
| 1,6
|
| 1,5
|
Пассажирский вагон четырехосный
|
|
|
|
Железнодорожная цистерна четырехосная
|
|
| 2,8
|
Деревянный столб линии связи
| 5-7
| -
| -
|
Человек среднего роста
| 1,7
| -
| -
|
Определение расстояний по видимости (различимости) объектов.
Объекты и признаки
| Расстояния, с которых они становятся видимы (различимы)
|
Отдельный небольшой дом, изба
| 5 км
|
Труба на крыше
| 3 км
|
Самолет на земле танк на месте
| 1 2 км
|
Стволы деревьев, километровые столбы и столбы линии связи
| 1,0 км
|
Движение ног и рук бегущего или идущего человека
| 700 м
|
Станковый пулемет, миномет, противотанковая пушка, колья проволочных заграждений
| 500 м
|
Ручной пулемет, винтовка, цвет и части одежды на человеке, овал его лица
| 250 - 300 м
|
Черепица на крышах, листья деревьев, проволока на кольях
| 200 м
|
Пуговицы и пряжки, подробности вооружения солдата
| 100 м
|
Черты лица человека, кисти рук, детали стрелкового оружия
| 100 м
|
Средняя дальность слышимости различных звуков днем на ровной
местности, км (летом).
Характер звука
| Дальность слышимости, м
|
Треск сломанной ветки
| До 80
|
Шаги идущего по дороге человека
| 40-100
|
Удар весел по воде
| До 1000
|
Удар топора, звон поперечной пилы
| 300-400
|
Отрывка окопов лопатами в твердом грунте
| 500-1000
|
Негромкий разговор
| 200-300
|
Громкий крик
| 1000-1500
|
Стук металлических частей снаряжения
| До 300
|
Заряжание стрелкового оружия
| До 500
|
Двигатель танка, работающий на месте
| До 1000
|
Движение войск в пешем порядке:
|
|
по грунтовой дороге
| До 300
|
по шоссе
| До 600
|
Движение автомобиля:
|
|
по грунтовой дороге
| До 500
|
по шоссе
| До 1000
|
Движение танка:
|
|
по грунтовой дороге
| До 1200
|
по шоссе
| 3000-4000
|
Выстрел:
|
|
из винтовки
| 2000-3000
|
из орудия
| 5000 и более
|
Орудийная стрельба
| До 15000
|
Расстояния, на которых обнаруживаются источники света невооруженным глазом ночью.
Источник света
| Дальность обнаружения, км
|
Огонь папиросы
| 0,5-0,8
|
Горящая спичка
| До 1,5
|
Свет карманного фонаря
| 1,5-2
|
Вспышки выстрелов из стрелкового оружия из отдельных орудий
| 1,5-2 до 4-5
|
Свет фар автомобиля и танка
| до4-8
|
Костер
| до 6-8
|
Мигающий огонь
| 1,5
|
Возможности маскировки личного состава и боевой техники в зависимости от густоты леса.
Вид леса
| Среднее расстояние между деревьями, м
| Сомкнутость крон
| Возможности маскировки
|
Густой лес
| До 6
| 1-0,5
| Объекты надежно укрываются без искусственных масок
|
Лес средней густоты
| 6-10
| 0,5-0,2
| Для надежной маскировки в отдельных случаях требуются искусственные маски
|
Редкий лес
| 10-15
| 0,2-0,1
| Для удовлетворительной маскировки нужны искусственные маски
|
Основные вопросы изучения и оценки местности в различных видах боевой деятельности.
Вид боевой деятельности. Районы и рубежи изучения
| Основные вопросы изучения и оценки местности
|
Наступление с ходу на обороняющегося противника.
|
|
В районе сосредоточения (в выжидательном районе)
| Пути подхода, выхода из района и проходимость местности внутри него; маскирующие и защитные свойства местности; условия водоснабжения; районы, выгодные для расположения подчиненных и приданных подразделений; места расположения непосредственного охранения, постов регулирования; местные строительные материалы; возможность образования завалов и пожаров внутри района, и на подступах к нему в случае нанесения противником ядерного удара
|
По маршруту выдвижения
| Характер дорог и дорожных сооружений, их состояние; условия движения вне дорог на случай развертывания подразделений при внезапной встрече с противником; труднопроходимые участки, способы преодоления или пути обхода; возможная скорость движения на отдельных участках маршрута; естественные маски; дальность обзора местности непосредственно с маршрута и с высот, находящихся в радиусе действия дозорного отделения; в каких районах по условиям местности возможны засады противника; участки и объекты местности, для осмотра которых необходимо выслать дозорное отделение; условия ориентирования на маршруте, и мероприятия по регулированию движения
|
На рубежах развертывания в колонны
| Просматриваемость рубежей со стороны противника и условия наблюдения на самих рубежах; скрытые пути выдвижения на рубежи; направления (маршруты) движения с одного рубежа на другой; условия ориентирования
|
На рубеже безопасного удаления
| Емкость и порядок использования естественных укрытий для защиты личного состава и боевой техники от поражающих факторов ядерного взрыва
|
В местах (на рубежах) спешивания
| Естественные маски и укрытия; просматриваемость районов (рубежей) со стороны противника; условия ориентирования; направление выхода на рубеж атаки; места постановки (уточнения) задач
|
На рубеже перехода в атаку
| Скрытые подступы выхода на рубеж; условия наблюдения и ведения огня со всех видов оружия
|
В расположении противника
| Начертание переднего края обороны противника; степень просматриваемоести местности на переднем крае и в ближайшей глубине обороны с исходного положения (рубежа атаки); районы и участки местности, выгодные для расположения опорных пунктов, огневых средств пехоты, огневых позиций артиллерии, резервов противника; районы и местные предметы, от удержания которых зависит устойчивость обороны противника; вероятные направления и рубежи развертывания резервов противника для контратак; характер и состояние дорог, условия проходимости вне дорог, где можно действовать на машинах; скрытые подступы к переднему краю обороны противника, его опорным пунктам и условия маневра при овладении ими; направление сосредоточения основных усилий подразделения в зависимости от характера местности; размещение элементов боевого порядка; направления перемещения резерва, командно-наблюдательного пункта, подразделений тыла
|
Наступление из непосредственного соприкосновения с противником.
|
|
В расположении противника
| См. «Наступление с ходу на обороняющегося противника»
|
В исходном положении подразделения
| Характер рельефа, естественные, маски и укрытия; защитные свойства местности; скрытые пути для подхода и занятия исходного положения; районы и рубежи, выгодные для расположения элементов боевого порядка; выгодный рубеж перехода в атаку; условия наблюдения и ведения огня; пути подвоза и эвакуации
|
Марш в предвидении встречи с противником.
|
|
В районе сосредоточения (в назначенном районе, на большом привале, в районе дневного, ночного отдыха).
| См. «Наступление с ходу на обороняющегося противника» - в районе сосредоточения (в выжидательном районе)
|
По маршруту движения
| См. «Наступление с ходу на обороняющегося противника» - по маршруту выдвижения
|
На рубежах вероятной встречи с противником
| Скрытые подступы к рубежу, условия развертывания и маневра; места, выгодные для командно-наблюдательных пунктов и условия наблюдения с них; условия ведения огня из стрелкового оружия и противотанковых средств; районы, удобные для расположения огневых позиций артиллерии и минометов
|
В обороне.
|
|
В расположении противника (на подступах к обороне)
| Степень просматриваемости местности, скрытые подступы к переднему краю нашей обороны; проходимость местности вне дорог, танкодоступные направления; вероятные районы сосредоточения, возможные пути выдвижения и развертывания в предбоевые и боевые порядки, рубежи и направления атаки противника; места, удобные для расположения артиллерии противника, его противотанковых средств, командных и наблюдательных пунктов, радиолокационных станций; районы и рубежи, по которым целесообразно нанести огневые удары, чтобы задержать выдвижение противника и нанести ему потери
|
В районе обороны (в опорном пункте)
| Начертание переднего края; препятствия перед передним краем и их использование для усиления обороны; естественные маски и укрытия; степень просматриваемости местности со стороны противника; проходимость местности вне дорог и танкодоступные для противника направления; районы и объекты местности, на удержании которых следует сосредоточить основные усилия; районы, выгодные для создания опорных пунктов, расположения огневых позиций артиллерии, резервов, командно-наблюдательных пунктов (наблюдательных постов) и подразделений тыла; рубежи развертывания резерва и направления контратак; естественные препятствия, которые необходимо прикрыть огнем; участки сосредоточенного и заградительного огня; пути подвоза и эвакуации
|