Тема 3. Мышление и речь
Понятие о мышлении. Методы исследований мышления. Виды мышления. Теоретические и экспериментальные подходы к изучению мышления. Психологический анализ речи. Раскрывая понятие мышление, важно отметить единство и взаимосвязь двух ступеней познания, а также преимущество и качественное своеобразие мышления как познавательного процесса, определить мышление как опосредованное и обобщенное отражение субъектом действительности в ее существенных связях и отношениях. В то же время важно рассмотреть отличие мышления от непосредственно-чувственного познания, его роль в регуляции предметно-практической деятельности. В этом разделе дается общая характеристика субъекта мышления и речи. Рассматриваются проблемы свободы мышления, понятия речевой деятельности и речевого действия. Дается анализ видов и функций речи.
Темы для семинаров
1. Ум, интеллект, рассудок, разум... 2. Что такое «брейнсторминг» Задачи по теме 3
Тема 4. Мышление, совместная деятельность, общение Мышление в условиях кооперации и конфликта. Диагностичность мышления. Развивающее обучение. Методы повышения эффективности творческой деятельности. При изучении данной темы обобщаются знания, полученные в предыдущих темах и разделах. Особое значение имеет осмысление понятий связанных, с предыдущей темой (мышление и речь). Однако: здесь мышление рассматривается еще и как процесс, включенный в совместную,предметно-практическую деятельность, а также все эмоциональные компоненты общения. Важной для изучения остается проблема развивающего обучения, в основу которого положена идея развития абстрактно-теоретического мышления на примере обучения школьников.
Тема 5. Память и внимание Общие представления о памяти. Основные факты и закономерности психологии памяти. Общие представления о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания и их экспериментальные исследования. Внимание и сознание. Внимание и деятельность. Данный раздел, в котором даются понятия о психических процессах, имеет особое значение. В нем раскрываются общие представления о памяти и внимании, многозначность определения этих процессов, рассматриваются их особенности по сравнению с другими психическими явлениями и процессами. Память и внимание - важнейшие характеристики психической жизни человека, обеспечивающие целостность и единство деятельности субъекта. При изучении данной темы целесообразно обсудить экспериментальные методы исследования непроизвольного запоминания, провести анализ работ по памяти и вниманию А.Н.Леонтьева, А.А. Смирнова и П.И. Зинченко. Темы для семинара
1. Лабиринт Мнемозины. 2.Возможности и пределы памяти. 3. Феномены памяти. 4. Парадоксы самонаблюдения. 5. Управлять памятью и вниманием? 6. Развивающее обучение: реальность и будущее. Тема 6. Воображение Общие психологические характеристики воображения. Воссоздающее и творческое воображение. Воображение и эмоции. Способы активизации и развития воображения. Патологические изменения воображения. Воображение человека имеет социальную природу и имеет аналитико-синтетический характер. Именно воображение позволяет представить процесс труда и его промежуточные результаты. При сравнении мышления и воображения необходимо подчеркнуть мысль о том, что воображение работает на том этапе познания, когда велика неопределенность ситуации. В данной теме необходимо раскрыть следующие вопросы: воображение и личность, воображение и возраст, фантазия и ложь.
Темы для семинара
1. Механизмы внушения в создании образа. 2. Идеомоторный акт. 3. За пределами воспринимаемого. Литература к разделу Основная 1. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. - Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1961. 2. Брдалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965. 3. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс, 1977, С.412. 4. Бернштейн НА. О ловкости и ее развитии. - М., 1991.-С.199-241. 5. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. - М.: Изд-во МГУ, 1973.- С.246. 6. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. -М., 1950. 7. Выготский Л.С. Собр.соч. в 6т. - М.: Педагогика, 1982-1984. - Т.2. -С.5-362.- Т.З.- С.328.- Т.5.- С.34-48; 153-168. 8. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий/Исследование мышления в советской психологии /Отв.ред. Е.В.Шорохова. -М.: Наука, 1966.- С.258-278. 9. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание /А.Н. Леонтьев и современная психология. - М., 1983. 10. Зейгарин Б.В. Патопсихология. - М., 1976. - С. 212-220. 11. Зинченко В.П. Непроизвольное внимание. - М., 1961. 12-Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1970. 13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. - М.,1983. - Т.1. - С.17-75; 98-140; 348-385. - Т.2.- С.6-42; 72-231; 251-282. 14. Логвишенко А.Д. Зрительное восприятие пространства,-М.: Изд-во МГУ, 1981.-С.224. 15-Лурия А. Р. Маленькая книга о большой памяти ( ум мнемониста). - М., 1968. 16. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М.: Изд-во МГУ, 1976.- С.254. 17. Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Внимание. Исследования нарушения внимания в клинике и его значение/Введение в медицинскую психологию. - М., 1966, -С.212-222. 18. Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. - М.:Мир, 1978.-С.319. 19. Найссер У. Познание и реальность. - М., 1981.- С.70-82. 20. Норман Д. Память и внимание /Зрительные образы: феноменология и эксперимент: В 3 ч. - Душанбе: Изд-во Таджикского ун-та, 1973. - 4.2.- С.108-140. 21. Самарин Ю.А. Воспитание воображения школьника. -Л., 1947. 22. Страхов И.В. Психология творчества. - Саратов, 1968. 23. Петровский А.В. Роль фантазии в развитии личности. -М.: Знание, 1961. 24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии; В 2 т. - М.:Педагогика, 1986. - Т.1.- С.380-460. 25. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.,1958. 26. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1984.-С.272. 27. Хрестоматия по вниманию /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузыря, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - С. 272. 28. Хрестоматия по общей психологии. /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1979.-С.195. 29. Фромм Э. Забытый язык //Фромм Э. Душа человека. -М.,1993. Дополнительная 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. 2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.:Педагогика,1986. 3. Леви В.Л. Охота за мыслью. - М.: Мол.гвардия, 1971. 4. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: 1976. 5. Теплов Б.М. Ум полководца. - М.: Педагогика, 1990.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (643)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |