Адаптация детей к условиям школьной жизни. Формирование внутренней позиции
Психологическая готовность ребенка к школе формируется спонтанно. Если её не, то обучение ребенка протекает плохо. Психологическая готовность в СОШ включает некоторые компоненты: - Мотивационная готовность - Готовность в эмоционально волевой сфере - Готовность в интеллектуальной сфере - Коммуникативная готовность - Психофизиологическая готовность. Ребенок дезадаптирован - т. е они шумные, гипер активные, расторможенные, отвелекаются, раскованно или скованно ведут себя с учителем. У детей повышается плаксивость, нарушается сон, аппетит, повышается риск заболевания. Регрессивное развитие. Трудности в адаптации: - Трудности в адаптации возникают у детей из неблагополучных семей. - Когда не удовлетворяются амбиции ребенка. - Когда ребенка пугают школой. Основная психологическая проблема начального периода вхождения ребенка в школу обусловлена тем, что не все дети 7-летнего, и особенно 6-летнего, возраста психологически готовы к школьному обучению (несмотря на умение читать и писать). Трудности начального периода обучения сосредоточены вокруг проблемы адаптации, приспособления ребенка к условиям школьной жизни. Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления. В этом случае не только среда воздействует на человека, но и он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходиться не только ребенку к классу и к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам. Главными моментами, влияющими на социально-психологическую адаптацию в школе, являются следующие: - адаптация к новому режиму дня – продолжительность урока, перемены, число уроков, режим питания, домашняя самоподготовка; - адаптация к классному коллективу – проблемы приобретения социального статуса, признания сверстников; - адаптация к учителю, к системной и последовательной подаче учебного материала, к четкой структуре урока. трудности адаптации, обусловленные изменениями ситуации в домашней обстановке – изменения отношения родителей к ребенку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чувству ответственности. Адаптационные трудности занимают относительно непродолжительный промежуток времени в начале школьного обучения (примерно 2-2,5 мес.). Тяжелее входят в школьную жизнь дети, которые не привыкли к систематическим требованиям. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка становится преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу». Младшим школьникам свойственна высокая эмоциональная отзывчивость, и у них сильно развита потребность в движениях. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребенка ухудшается внимание, быстрее наступает утомление. Особые трудности испытывают гиперактивные дети. Именно они требуют к себе внимательного отношения родителей, педагогов, психологов. При затяжном и необычном протекании адаптационного периода следует обратить внимание на состояние здоровья ребенка, так как за этим скрывается возможность обострения каких-либо хронических заболеваний, декомпенсации резидуальной (остаточной) органической мозговой недостаточности. В анамнезе таких детей часто прослеживаются трудные роды или осложнения беременности у матери, болезни ребенка в раннем послеродовом периоде. Настораживающими в плане дальнейших проблем в обучении являются следующие особенности поведения младших школьников: низкая познавательная активность ребенка: не задает уточняющих вопросов, не проявляет интереса в решении проблемной ситуации, не может сосредоточиться на учебной деятельности; моторная расторможенность, сочетающиеся с эйфорическим фоном настроения и повышенной жаждой бездумных впечатлений; агрессивность и жестокость, особенно по отношению к родным; немотивированные колебания настроения, а также конфликтность, взрывчатость и драчливость по мелким поводам; стремление обратить на себя внимание отрицательными формами поведения; ребенок не слышит слов родителей, но бурно реагирует, когда его не слышат взрослые. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости – он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву “стать взрослым и реально осуществлять его функции” (Д.Б.Эльконин) С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность (“Хочу в школу!”). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение ( по М.И.Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях. Содержание и структура учебной деятельности младших школьников. Новая социальная ситуация развития требует от ребенка особой деятельности — учебной.Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности как таковой еще нет, и она должна быть сформирована в виде умений учиться.Именно это и является специфической задачей младшего школьного возраста. Главная трудность, которая встречается на пути этого формирования, — то, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе.Он желает выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, а в школе необходима познавательная мотивация. Специфика учения — в присвоении научныхзнаний. Основную часть содержания учебной деятельности составляют научные понятия, законы, общие способы решения практических задач. Именно поэтому условия формирования и осуществления учебной деятельности создаются только в школе, а в других видах деятельности усвоение знаний выступает как побочный продукт в виде житейских понятий. Только в учебной деятельности усвоение научных знаний и умений, навыков выступает как основная цель и главный результат деятельности. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями. Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, сам ребенок ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменения становится сам ребенок как субъект, осуществляющий эту деятельность. Впервые субъект сам для себя выступает как самоизменяющийся. Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом. Это дает возможность подчинять свои непосредственные "хочу" требуемому учителем и школьной дисциплиной "надо" и способствует формированию произвольности как особого, нового качества психических процессов. Она проявляет себя в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудностей и препятствий. Учебная деятельность— это специфическая форма индивидуальной активности младшего школьника, сложная по своей структуре. В этой структуре выделяют: Полноценная работа в учебных ситуациях требует также действий контроля— сличения, соотнесения учебных действий с образцом, задаваемым извне, и самоконтроля.В практике начальной школы обучение контролю идет путем прямого подражания учителю, его формирование идет стихийно, путем примеривания и бесчисленных проб и ошибок. Более всего распространен контроль по конечному результату (итоговый контроль), хотя принципиально существует еще два эффективных вида самоконтроля: пооперационный (когда ребенок следит за самим ходом выполнения деятельности или действия и корректирует его качество сразу, сопоставляя с образцом) и перспективный (корректирование деятельности на несколько операций вперед, сличение предстоящей деятельности и своих возможностей ее выполнения).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2818)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |