Курс «психология труда» (для студентов дневной формы обучения) общим объемом 120 часов изучается в течение одного семестра, его изучение завершается экзаменом
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Психология труда» для специальности «Психология» (030301) факультет социально – психологический
Составители: к.психол.н., доцент Н.Р. Хакимова
Кемерово, 2007 Рабочая программа составлена на основании Государственного стандарта высшего образования по специальности 030301 «Психология», 2007 г.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Протокол № 1 «30» августа 2007 г. Зав. кафедрой Морозова. И. С. ___________ Одобрено методической комиссией Председатель: Морозова И. С. ___________
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение..................................................……….…..........……….…………….....4 Тематический план ................................................……………….……………..10 Содержание дисциплины…………………………………………………….….18 Учебно-методическое обеспечение по дисциплине…………...……………....38 Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля….…….………....44
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и значимость учебной дисциплины.Профессиональная жизнь человека в современных условиях отличается высокой динамичностью, связанной с возникновением новых профессий и значительным усложнением содержания труда в традиционных видах деятельности. Изменяется отношение к профессии, смыслу трудовой деятельности и ее результатам. Основное направление этих изменений связано с увеличением свободы и необходимости самостоятельного выбора. Новые ценности общества привели к тому, что профессиональный мир испытывает потребность в профессионально мобильных специалистах, способных успешно и эффективно реализовывать себя в изменяющихся условиях. Психология труда обучает будущих специалистов профессиональной рефлексии и готовит к профессиональной деятельности в современной социально-экономической ситуации. Программа курса «Психология труда» для студентов специальности «Психология» социально - психологического факультета Кемеровского Государственного университета построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 030301 «Психология». Цель учебной дисциплины - обучение студентов умению самостоятельно ориентироваться в многогранном комплексе психологических проблем профессиональной трудовой деятельности. Задачи учебной дисциплины: - сформировать систему научных понятий и научно упорядоченных базовых представлений обо всех существенных аспектах активности человека как субъекта труда; - дать студентам знание о классических и современных проблемах психологии труда; - дать студентам специальности «Психология» представление о специфических психологических составляющих труда; - обеспечить понимание ими значимости психологических компонентов труда, раскрыть сущность, механизмы действия и роль психологических явлений в сфере труда, которые рассматриваются как факторы эффективности производства и личного труда человека; - обогатить представления студентов о предмете и методах психологии за счет ознакомления со специфическими психическими явлениями и научными методами, раскрываемыми психологией труда; - сформировать у студентов умение соотносить частные задачи, возникающие в практике психологического обслуживания труда и трудящегося, с контекстом фундаментальных проблем психологии в целом. Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста.Обучение студентов психологии труда представляет важный этап в их профессиональной подготовке, так как позволяет формировать у будущих психологов умения оказывать практическую помощь людям в различных ситуациях, связанных с профессиональным самоопределением и развитием, а также участвовать в эффективном управлении кадрами на предприятии. В структуру учебной дисциплины входят лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа студентов. Содержание курса «Психология труда» является логическим продолжением и углублением знаний, полученных в результате овладения дисциплинами «Общая психология», «Эргономика и инженерная психология», «Психология развития», «Социальная психология», «Педагогика». Особенностями изученияпсихологии труда являются взаимодополняющие образовательные, практико-ориентированные и воспитательные цели. Практико-ориентированные цели учебной дисциплины: - дать представление об основных этапах и приемах разработки проблем в психологии труда: от идеи до внедрения; - обеспечить близкое к профессиональному владение познавательными, конструктивными, прикладными методами психологии труда, включая методы построения теоретического знания на материале изучения труда и трудящегося. - укрепить профессиональную позицию психологов в научной и практической работе; - обеспечить возможность эффективного взаимодействия с представителями смежных областей знания о труде при решении комплексных междисциплинарных задач; Воспитательные цели учебной дисциплины: - формировать правильное отношение к труду психолога-практика как человека, в сфере деятельности которого не только применяется, но и порождается психологическое знание; - укрепить и развить у студентов интерес к фактам и закономерностям психики на материале разнообразных видов активности людей в труде; - культивировать равное уважение к разным видам труда и представителям разных профессиональных общностей; - формировать у студентов готовность и способность работать не только «по интересам», но и «по заданию», что является важнейшим условием успешной адаптации выпускника университета в различных сферах практики. Формы организации учебного процесса по данной дисциплине.Курс психологии труда проводится с применением адекватных средств наглядности и активизации деятельности студентов: проведение модельных демонстрационных экспериментов, демонстрация видеофрагментов о различных видах труда, рассмотрение документированных фактов, характеризующих тот или иной труд, производственную ситуацию и пр., включая и работу самих психологов труда. Важнейшим средством обучения является решение студентами специально выделенных и структурированных задач, отражающих профессиональные задачи, встающие перед выпускником университета после его окончания. При изучении курса аудиторная и самостоятельная работа студентов взаимосвязаны и дополняют друг друга. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.В целом, данный курс должен обеспечить формирование ориентировочной основы деятельности психолога по организации, планированию, методическому обеспечению и решению конкретных практических задач, связанных с вопросами психологической профессиональной ориентации и консультации; повышению профессиональной работоспособности, рационализации профессионального обучения, психологической реабилитации, трудовой экспертизы, безопасности труда, психологического профессионального отбора и подбора кадров, управления производственными коллективами, снижения текучести кадров, аварийности и др. в разнообразных сферах профессионального труда. Курс «психология труда» (для студентов дневной формы обучения) общим объемом 120 часов изучается в течение одного семестра, его изучение завершается экзаменом. Виды контроля знаний студентов и их отчетности: опрос и доклады на семинарских занятиях, написание и защита рефератов, решение задач, дидактические тесты; экзамен. Критерии оценки знаний студентов.Обязательным условием допуска студента к итоговой аттестации является удовлетворительное или успешное прохождение промежуточной аттестации (1 или 2 балла) в течение семестра, а также выполнение контрольного теста по материалам лекционных и семинарских занятий.
Экзаменационная (итоговая) оценка по дисциплине: Отметка «отлично» ставится, если: знания отличаются глубиной и содержательностью, дается полный исчерпывающий ответ как на основные вопросы билета, так и на дополнительные: § Студент свободно владеет научными понятиями; § Студент способен к интеграции знаний по определенной теме, структурированию ответа, к анализу положений существующих теорий, научных школ, направлений по вопросу билета; § Логично и доказательно раскрывает проблему, предложенную в билете; § Ответ не содержит фактических ошибок и характеризуется глубиной, полнотой, уверенностью студента; § Ответ иллюстрируется примерами, в том числе из собственной практики; § Студент демонстрирует умение вести диалог и вступать в научную дискуссию. Отметка «хорошо» ставится, если: знания имеют достаточный содержательный уровень, однако отличаются слабой структурированностью; раскрыто содержание билета, имеются неточности при ответе на дополнительные вопросы: § В ответе имеют место несущественные фактические ошибки, которые студент способен исправить самостоятельно, благодаря наводящему вопросу; § Недостаточно раскрыта проблема по одному из вопросов билета; § Недостаточно логично построено изложение вопроса; § Ответ прозвучал недостаточно уверенно; § Студент не смог показать способность к интеграции и адаптации знаний или теории и практики. Отметка «удовлетворительно» ставится, если: знания имеют фрагментарный характер, отличаются поверхностностью и малой содержательностью содержание билета раскрыто слабо, имеются неточности при ответе на основные вопросы билета: § Программные материал в основном излагается, но допущены фактические ошибки; § Ответ носит репродуктивный характер; § Студент не может обосновать закономерности и принципы, объяснить факты; § Нарушена логика изложения, отсутствует осмысленность представляемого материала; § У студента отсутствуют представления о межпредметных связях. Отметка «неудовлетворительно» ставится, если: § Обнаружено незнание или непонимание студентом сущностной части психологии труда; § Допускаются существенные фактические ошибки, которые студент не может исправить самостоятельно; § На большую часть дополнительных вопросов по содержанию экзамена студент затрудняется дать ответ или не дает верных ответов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1336)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |