Синергетическая концепция культуры
Основателем Открытость системы выступает необходимым, но недостаточным условием для ее самоорганизации. Не всякая открытая система самоорганизуется и строит структуру. Для этого необходимо наличие двух противоположных начал: созидающего неоднородность структуры за счет действия источника (порядок) и размывающего неоднородность структуры (хаос). В открытых сложноорганизованных неравновесных системах любой природы (природа, общество, культура, человек) процессы переходят в вероятностный режим нерегулярных и случайных движений – «хаос». В данной точке система вынуждена, достаточно случайно, выбрать из множества возможных путей развития то направление, в котором пойдет дальнейшая эволюция. Выход системы из точки хаоса ведет к разрушению старой структуры, поскольку вступает в силу детерминизм упорядоченного движения. Это ведет к возрастанию степени порядка и усложнению структуры обновляющейся системы. Культура представляет собой сверхсложную диссипативную (открытую) эволюционирующую систему. Творчество в сфере материального производства, практической деятельности является пусковым механизмом, который приводит в действие духовную активность людей, требующим развития науки, философии, морали, искусства и всего образа жизни человека.
В истории культуры происходит аналогичное чередование состояний гармонии и хаоса. Из этого следует, что культурно-исторический процесс нельзя описывать в виде рождений и смертей цивилизаций. Во-первых, состояние хаоса служит условием, на основе которого возникает новая гармония, а потому следующий цикл начинается не «с нуля», а является продолжением предыдущего. Во-вторых, переход от гармонии к хаосу идет не в каком-то одном направлении, а по разным путям одновременно. Изучая прошлое, мы знаем, чем завершился каждый его этап, и это позволяет установить, каковы были аттракторы (причины), обусловившие объективный выбор одного (оптимального) из возможных вариантов дальнейшего развития. Итак, проанализировав основные концепции (теории) культуры, хотелось бы подчеркнуть следующее обстоятельство. Тот или иной концептуальный взгляд на культуру, будучи какое-то время популярным, не пропадает бесследно. Он просто уходит на второй план, занимает свою нишу в культурологии. Сам процесс развития концептуальных теорий – многонаправленный процесс, нередко параллельного развития концепций культур. Именно благодаря совокупности всех подходов и направлений развивалась и развивается научная дисциплина «Культурологи».
Вопросы и задания для контроля: 1. Кто является основоположником теории эволюционизма культуры? 2. Кто основал теорию диффузионизма культуры? 3. Назовите представителей теории функционализм культуры. 4. Кто основал теорию диффузионизма культуры? 5. Кто является основателем психоаналитической теории культуры? 6. Назовите представителей символической концепции культуры. 7. Каких представителей теории структурализма культуры вы знаете? 8. Перечислите представителей поструктурализма.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2737)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |