Организация опытно-экспериментальной работы
Под опытной работой в педагогическом исследовании понимается организация автором практической деятельности в соответствии с имеющимся в литературе и практике опытом без каких-либо конструктивных авторских изменений. Педагогический эксперимент является своеобразным комплексом методов исследования, который обеспечивает научно обоснованную и доказательную проверку правильности выдвинутой в начале исследования гипотезы. В педагогике выделяют несколько основных видов эксперимента: 1. Естественный и лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент проводится в обычных, естественных условиях обучения и воспитания. Исследователь наблюдает начальное состояние деятельности, поведения школьников, затем осуществляются рекомендуемые изменения в содержании, формах, методах учебно-воспитательной деятельности. После этого вновь изучаются уровень успешности учения школьников или уровень воспитанности и делается вывод об эффективности применяемой в естественных условиях системы мер. В случае лабораторного эксперимента выделяется группа учащихся, с которыми в специально созданных условиях осуществляется особая деятельность и делается вывод об ее эффективности. 2. Констатирующий и формирующий эксперимент. В первом случае исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы. Во втором случае исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у учащихся определенных личностных качеств, улучшение их учебной деятельности и т.д. Для проведения эксперимента, как правило, выделяются две группы (два класса, два коллектива и др.), которые называются контрольной и экспериментальной группами. Определение этих групп осуществляется с помощью случайной выборки, при этом необходимо констатировать примерно одинаковые групповые характеристики, например, одинаковый уровень обученности или воспитанности учеников в контрольной и экспериментальной группах до начала эксперимента. Однако возможно проведение эксперимента на одной группе, без выделения контрольной. В этом случае замеряется уровень обученности, или воспитанности, или каких-либо других параметров/характеристик (в зависимости от целей эксперимента) до и после его проведения. Выделяют следующие основные этапы проведения эксперимента: 1) этап, предшествующий эксперименту (анализ литературы, практики); 2) подготовительный к проведению эксперимента этап (выбор объекта, методики изучения и измерения, определение критериев и т.д.); 3) проведение эксперимента (изучение начального состояния системы, осуществление предлагаемого комплекса мер по решению поставленных в эксперименте задач, фиксирование данных о ходе эксперимента, указание трудностей в его проведении и т.д.); 4) подведение итогов эксперимента (описание результатов конечного состояния объекта/системы, характеристика условий, при которых эти результаты были достигнуты, и т.д.). В ходе эксперимента необходимо выполнить ряд условий: 1) Определить задачи эксперимента. 2) Выбрать необходимое число экспериментальных объектов. 3) Определить длительность эксперимента. 4) Выбрать конкретные методики, применяемые в ходе эксперимента. 5) Определить критерии оценки успешности экспериментальных действий. 6) Соотнести итоги эксперимента и гипотезу исследования. Одним из сложных вопросов любого педагогического исследования является выбор критериев эффективности предлагаемой системы мер. Критерии должны удовлетворять следующим принципам: - быть объективными (насколько это возможно), т.е. оценивать исследуемый признак однозначно; - быть валидными, т.е. оценивать именно то, что экспериментатор хочет оценить; - быть нейтральными по отношению к исследуемым явлениям (например, если в экспериментальном классе изучается какая-то тема, а в контрольном нет, то нельзя сравнивать знание учащимися данной темы); - быть полными, т.е. совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления или процесса. Заключение В заключении принято подводить итоги и намечать перспективы, в нем приводятся обобщенные итоги теоретической и практической разработки темы, отражается результат решения поставленных во введении задач. Формулируются выводы, предложения и рекомендации по использованию результатов работы. Заключение должно содержать общую оценку результатов проделанной работы, ее теоретической и эмпирической частей в соответствии с задачами. По своему содержанию заключение обычно «симметрично» введению, т.е. в нем автор еще раз как бы напоминает смысл и содержание выполненной работы, определяет ее место среди других направлений педагогических исследований и практики. В нем намечаются пути и цели дальнейших исследований и подчеркиваются практические рекомендации. Это может быть сделано следующим образом.
Приложения В приложение(я) выносятся вспомогательные или дополнительные материалы, которые не могут быть по техническим или другим причинам включены в основной текст. Здесь могут содержаться стимульные материалы, материалы экспериментального исследования в таблицах, диаграммах, графиках; анкеты, опросники, программа тренинговых занятий и т.п., расчеты статистико-математической обработки полученных исследовательских данных. Типичные ошибки, допускаемые при написании - перенасыщенность текста цитатами, что свидетельствует об отсутствии собственного взгляда на данную проблему; - указание в списке литературы источников, на которые отсутствуют ссылки в работе; - подмена новизны актуальностью или наоборот: - неразличение объекта и предмета исследования; - включение в список таких задач, как «изучение литературы по проблеме», «произвести отбор адекватных методик изучения» и т.д. – это предполагается само собой и является очевидным; - несоотнесенность выводов заключения с указанными во введении задачами, например: выделенные 4 задачи исследования предполагают 4 вывода в заключении; возможен 5-й вывод, который указывает на перспективу использования полученных результатов.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1784)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |