Гибкость стратегии. Сценарии развития
Грамотный стратегический анализ должен учитывать, что эффективная стратегия должна быть гибкой. Это означает, что стратегия не разрабатывается «на века». Стратегия – не памятник, она не должна быть монументальной, как архитектура. Все вокруг меняется. Так же меняется внешняя и внутренняя среда организации под влиянием самых различных факторов. Поэтому и стратегия должна гибко меняться. На практике важно понимать динамику изменения среды, оценивать её и, в случае необходимости, вносить соответствующие изменения в содержание реализуемой стратегии. Внесение корректив в стратегию по мере необходимости – это и есть гибкость стратегии. Конечно, это вовсе не означает, что стратегия должна меняться каждый месяц или квартал. Она не может превращаться во флюгер или такого хамелеона-перевертыша, меняющего окраску по нескольку раз в день. Изменения должны быть разумными и необходимыми. Идеальный горизонт стратегического планирования составляет 3-5 лет, при этом корректировка стратегии должна производиться каждый год после анализа факторов внешней и внутренней среды, как результат отслеживания реальной траектории развития организации по сравнению с запланированной. И в то же время как результат действий основных конкурентов. Они – ваше зеркало. Как гибко менять стратегию по отношению к конкурентам, наглядно демонстрируют классические китайские стратегические принципы, приведенные ниже в табл.5.2, которые очень хорошо формируют набор действий для эффективного управления предприятием в условиях конкурентной борьбы.
Таблица 5.2 – Классические китайские стратегические принципы
Конечно, применение этих принципов очень специфично и строго индивидуально для каждого предприятия. Они дают, скорее, направление и общую идею поведения. А как это воплотить в жизнь, решается на месте для конкретных условий. Все в руках босса, ему и решать, как, когда и каким способом проявлять эту гибкость.
Гибкость стратегии предполагает и наличие заранее заготовленных альтернатив ведения бизнеса в той или иной ситуации. Для этого надо уметь просчитывать варианты поведения и сценарии развития событий на рынке, в котором работает предприятие. При этом качественная и эффективная стратегия предусматривает корректировку целей и способов их достижения при разных сценариях развития событий на рынке. Здесь могут и должны быть рассмотрены различные ситуации, в том числе развитие кризисных явлений и меры по их нейтрализации. Для примера приведем некоторые характерные сценарии развития событий на рынке: Сценарий 1. Рынок стабилен. Состав игроков (производителей) постоянен. Рост рынка так же постоянен. Работает базовый вариант стратегии, описанный выше. Сценарий 2. На рынке возникают аномалии, например, за счет вступления России в ВТО, снятия таможенных барьеров и прихода на рынок крупного западного производителя, мощности которого сразу обеспечивают 30-40% рынка. Это дестабилизирует рынок, резко меняет ценовую политику, заставляет менять состав игроков, выжимая менее конкурентоспособных. Вступает запасной вариант №1 стратегии, предусматривающий, с одной стороны, резкое повышение конкурентоспособности за счет ускорения сокращения издержек и снижения цен, и с другой стороны, выход на рынок с новым ассортиментным рядом и пр. Сценарий 3. Аномалии рынка за счет развития кризисных ситуаций в экономике и резкого роста цен на энергоносители и сырье. Здесь нужно серьезно вынимать резервы и считать рентабельность. Резервом, конечно, является запасной вариант №1, предусматривающий резкое сокращение издержек и снижение цен. Резервом также является запасной вариант №2 стратегии, предусматривающий сокращение объемов и перепрофилирование бизнеса. Резервом же является увод бизнеса в другой регион и т.д. и т.п. На каждом шаге считается рентабельность. И если рентабельность выходит за рамки допустимого, никто не будет заниматься благотворительностью, в действие вступает, запасной вариант №3, предусматривающий продажу бизнеса и пр.
Роль персонала
В процессе стратегического анализа чрезвычайно велика роль персонала, без которого, как известно, никакая стратегия будет просто невозможна. Грамотный стратегический анализ и эффективная стратегия в этом случае играют роль хорошего учителя, который всей своей глубиной и проработкой вопросов, всеми своими целям и задачами, всем своим примером и своим накалом нацелен на эффективное обучение людей: · необходимым знаниям, навыкам, умениям, · правильным «манерам» и культуре поведения, · правильному отношению к работе, · правильному восприятию развития и роста компании в условиях рынка.
Но сначала хотелось бы отметить типичные причины неудачных стратегий и стратегических решений, являющихся системными ошибками в работе над ними (табл.5.3)
Таблица 5.3 – Типичные причины неудачных стратегий.
Как видим, во всех этих неудачах главное место занимает человеческий фактор или персонал предприятия. Либо он собрал недостоверную информацию, либо неверно ее интерпретировал, либо чересчур увлекся своими «вкусовыми» предпочтениями, либо неправильно рассчитал ресурсы и т.д. Поэтому из этого следует очень простой, но чрезвычайно важный вывод: персонал надо обязательно учить! И первому руководителю – генеральному директору - также надо обязательно учиться! Стратегия должна быть открытой для обсуждения и предложений по реализации. В процессе разработки стратегии должны принимать участие владельцы, топ-менеджмент и средний менеджмент предприятия. В процессе же обсуждения должен принимать участие весь персонал, в том числе линейный менеджмент и рабочие, поскольку им эту стратегию в дальнейшем реализовывать. Это выгодно с двух сторон, во-первых, в ходе широкого обсуждении можно получить массу ценных советов и деталей «как делать», и во-вторых, когда человек увидит сам процесс, примет в нем участие, а еще лучше, когда он увидит, что его конкретные предложения найдут свое место в окончательном варианте стратегии, тогда это будет и ЕГО СТРАТЕГИЯ, и тогда он с большим энтузиазмом будет ее реализовывать. На сегодня пока остается открытым вопрос: разрабатывать стратегию самим работникам предприятия или доверить это консультантам. Ниже приведено сравнение различных вариантов (табл.5.4).
Таблица 5.4 – Сравнение различных вариантов разработки стратегии
Как видим, заказ стратегии «на стороне» лишен преимуществ, поскольку слишком дорог, и люди, разрабатывающие стратегию – консультанты, никогда не будут обладать полной и точной информацией о компании, какой обладают менеджеры и специалисты, работающие в компании не один год. При варианте «делаем сами» ситуация переворачивается с точностью «до наоборот»: дешево и обладаем полной информацией, но не знаем технологии, как это правильно сделать. И, наконец, есть третий – самый лучший! – вариант, при котором стратегия разрабатывается в процессе учебы. По нашему опыту, лучше всего разрабатывать стратегию в процессе семинара-тренинга, который проводят консультанты-профессионалы и в котором участвуют владельцы, топ-менеджеры и ключевые специалисты предприятия. При этом получаем «три в одном»: 1. экономию на затратах, поскольку такая стратегия обойдется относительно дешево, 2. абсолютное информационное обеспечение, т.к. только работники предприятия обладают полной информацией, 3. обучение «в танце» - в процессе разработки, обучая персонал и создавая по-настоящему эффективную стратегию.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |