Понятие о педагогическом эксперименте
Педагогический эксперимент является своеобразным комплексом методов исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы (предположения). Он позволяет глубже, чем другие методы исследования, проверить эффективность тех или иных нововведений в области обучения и воспитания, сравнить значимость различных факторов в структуре педагогического процесса и выбрать наилучшее (оптимальное) для соответствующих ситуаций их сочетание, выявить необходимые условия реализации определенных педагогических задач. Эксперимент позволяет искусственно отделять изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условие педагогического воздействия на испытуемых. Виды педагогического эксперимента: 1. Естественный проводится в обычных, естественных условиях обучения и воспитания (в школе, классе, лагере и т.д.). 2. Лабораторный эксперимент проводится в классе, где выделяется группа учеников. Исследователь проводит с ними особые беседы, индивидуальное и групповое обучение и наблюдает за их эффективностью. 3. Констатирующий – педагог исследователь экспериментальным путем устанавливает только сочетание изучаемой педагогической системы, констатирует факт связи, зависимости между явлениями. 4. Формирующий – исследователь применяет специальную систему.
Основные этапы эксперимента: 1-ый этап (предшествующий эксперименту) включает в себя тщательный теоретический анализ ранее опубликованных по этой теме работ. На его основе выявляются:
2-ой этап – подготовка к проведению эксперимента
3-ий этап – проведение эксперимента по проверке эффективности определенной системы мер.
4-ый этап – подведение итогов эксперимента.
Исследователь выходит на задачу проведения обязательного педагогического эксперимента, если он вводит в исследование элементы сравнения, сопоставления, сочетания, выбора оптимального варианта и определяет меры применения тех или иных педагогических средств. Перед педагогом-исследователем всегда встает вопрос – сколько учеников включить в эксперимент, сколько учителей должно участвовать в нем. Ответить на этот вопрос – значит осуществить репрезентативную (показательную для всей совокупности) выборку числа экспериментальных объектов. Для этого необходимо учесть специфику темы исследования. Если речь идет о проверке методики изучения какой-то темы по курсу, то в данном случае можно ограничиться одним экспериментальным и одним контрольным классом. В экспериментальном классе проводятся необходимые изменения в соответствии с разработанной системой, а в контрольном идет обычный процесс. Очень важно, чтобы экспериментальный класс был бы типичным по наполняемости и по уровню успеваемости не превосходил контрольный класс. Если же педагог- исследователь хочет выяснить, например, типичные причины неуспеваемости современной школы, то ему придется собрать информацию об учащихся каждой возрастной группы, поэтому охват учащихся должен быть большой на 3000 – 250 учащихся. Когда речь идет об эксперименте по воспитательным проблемам, то здесь возможно случай, когда в эксперимент вовлекаются 30-40 человек. Таким образом, нет и не может быть какого-то единого, шаблонного, стандартного решения о выборе числа экспериментальных объектов, просто всегда необходимо доказать репрезентативность выбора.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (881)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |