I. Организационно-методический раздел
Курс состоит из двух частей: часть I – «Теория культуры», часть II – «История мировой культуры». Цель курса. Цель теоретической части курса – познакомить (в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения) слушателей с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть существо основных проблем современной культурологии. Цель исторической части – дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур. Задачи курса. Проследить становление и развитие понятий «культура» и «цивилизация»; рассмотреть взгляды на место культуры в социуме, представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурные коммуникации; осуществить знакомство с основными направлениями методологии культурологического анализа. Рассмотреть историко-культурный материал исходя из принципов цивилизационного подхода; выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие её историко-культурное своеобразие. Место курса в системе социально-гуманитарного образования Курс культурологии является одной из базовых учебных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (базовой части) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология» (бакалавриат).
Требования к уровню освоения содержания курса (образовательный результат)
Студент бакалавриата по направлению подготовки 030300 «Психология»поокончании изучения дисциплины «Культурология» должен знать: - основы культурологии, способствующие общему развитию личности, обеспечивающие формирование мировоззрения и понимание современных концепций картины мира (ОК- 2); должен владеть: - достижениями кульутрологии (ОК-2); должен понимать: - значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1) должен быть готовым: - к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1)
II. Содержание курса Части курса Часть I. Теория культуры Тема 1. Культурология как наука
Социальные и теоретические предпосылки культурологии. Формирование в XIX веке наук о культуре: философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры. Возникновение междисциплинарного культурного анализа в ХХ веке. Культурология как интегральное выражение гуманитарного знания. Определение, предмет, структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры. Философия культуры: возникновение и эволюция. Человек как культурное существо (И.Г. Гердер, В. фон Гумбольдт). Теории прогресса культуры (Ж.А. Кондорсе, О. Конт и др.). Циклические теории (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер, П.А. Сорокин). Германская культурно-критическая традиция. З. Фрейд и психоанализ культуры. Критика классического образа культуры. Кризис рационализма (К.Маркс, А.Шопенгауэр, Р.Вагнер, Ф.Ницше). Неокантианство о методологических проблемах «наук о природе» и «наук о культуре» (В.Виндельбанд, Г.Риккерт). Социология культуры:Специфика социологического подхода к культуре. Соотношение культуры и социальной системы (П.А.Сорокин, Т.Парсонос, Р.Мертон). Два направления в социологии: «натуралистически-объективистское» (О.Конт, Э.Д. Дюркгейм) и «культурно-аналитическое» (М. Вебер). Социология культуры Альфреда Вебера. Культурная антропология: возникновение антропологии как учения о многообразии человеческих культур и обществ. Классический эволюционизм (Г.Спенсер, Э.-Б. Тайлор). Идеи единства человечества и поступательного прогресса цивилизации. Специфика современного эволюционизма. Неоэволюционизм (Л.А.Уайт и др.). «Теория модернизации». Структурный функционализм в культурной антропологии. Культура как система «институтов» (Б.К. Малиновский). Культура как структура (А.Р. Радклиф-Браун). Судьбы структурализма в XX в. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные методы анализа культурологических исследований: исторический, сравнительно-исторический, морфологический, цивилизационно-типологический, структурно-функциональный, семиотический, структуральный и др. Дискриптивно-классифицирующий метод исследования культуры (Дж. Фрезер, Э.Б. Тайлор). Системный подход к анализу культуры. Преобладание феноменологического подхода в исследованиях культуры XIX в. Доминирование структурно-функциональной интерпретации культуры в ХХ веке. Деятельностный подход к культуре. Две ориентации деятельностного подхода к культуре в отечественной культурологии: культура является процессом творческой деятельности (М. Каган, Н. Злобин и др.), культура – специфический способ деятельности (Э. Маркарян, В. Давидович, Ю. Жданов).
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1021)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |