Темы докладов и сообщений
1. Становление культурологии как науки (И.Г.Гердер)[2]. 2. Осмысление феномена культуры (Н.А.Бердяев) [1]. 3. Кризис европейской культуры (О.Шпенглер «Закат Европы»)[7]. 4. Культура и культура – единство или противостояние? (П.Флоренский)[3, 6]. 5. Теория «локальных цивилизаций» (Н.Я. Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер)[4, 5, 7].
Семинар 2. Культура и общество 1. Соотношение культуры и общества. Социальные институты культуры. 2. Социологические школы в культурологии. Основные понятия: общество, наука, религия, искусство, мифология, ценность, оценка, система, человек, личность, социальная психология, культурность, ценностные ориентации. Основная литература К вопросу 1 1. Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культуры. — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. – С. 15- 70. 2. Гуревич, П. С. Культурология/П.С.Гуревич. — М.: Гардарики, 2002. – С.167-184. 3. Ерасов, Б. Г. Социальная культурология/Б.Г.Ерасов.— М.: Аспект-Пресс,2000. – С. 112-150. 4. Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л.Г.Ионин. – М., 1996. – С. 3-44. 5. Кравченко, А.И. Культурология / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2001. – С.120-132.
К вопросу 2 1. Есин А. Б. Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие. — М.: Гардарики 1999. – 216с. 2. Гуревич П. С. Культурология/П.С. Гуревич. — М.: Гардарики,2002. – С. 63-72. 3. Матецкая, А.В. Социология культуры: Учеб. пособие/ А.В. Матецкая. – М., 2006. – С.100-150. 4. Человек и общество. Культурология: Словарь-справочник. - Ростов-н/Д, 1996. – С. 258-259.
Дополнительная литература 1. Анализ текста Н.А. Бердяева «Человек и машина». – http//www.russia_diplom.ru/math/7-analiz-texta-na-berdyaeva-chelovek-i-mashina.html. 2. Бердяев, Н.А. Человек и машина. Проблемы социологии и метафизики техники // Вопросы философии, 1989. – №2. – С.147-148, 153-156. 3. Девдарадзе, Е.А. Понятие красоты в различных системах ценностей (П.А. Сорокин). – http://ww.promgupss.ru/publisher/txt1/more.php?more=10. 4. Петруня, О.Э. Современный кризис в свете социокультурной теории Питирима Сорокина / О.Э. Петруня, Е. В. Говорков. – http://www/hypostasis.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=61&temid=1. 5. Сорокин, П. Социокультурная динамика//П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С.218, 429 - 434. 6. Сорокин, П. Кризис нашего времени//П.Сорокин. Американская социологическая мысль. – М., 1996. – С.356-371.
Методические указания Целью изучения темы «Культура и общество» является определение роли социальных институтов культуры и взаимосвязь культуры и общества. Культура охватывает все общество, все группы и всех индивидов. Культурологическое образование призвано не только готовить молодежь к целостному пониманию мира и активному его преобразованию, но и способствовать осмыслению его культурных достижений, взаимопониманию и общению представителей различных культур. В ходе подготовки данной темы студенты должны не только получить представление о многообразии и самоценности различных культур, но и уметь ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способным участвовать в диалоге культур. Необходимо сопоставить понятия «культура» и «общество», дать определение понятию «социальные институты культуры», назвать их и выявить их специфические особенности. Для этого необходимо подчеркнуть их роль в развитии и формировании культуры. Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением систем ценностей, которые первоначально включаются в контекст культуры, но постепенно становятся относительно самостоятельными структурами (мифология, религия, искусство, наука). Миф – это самая древняя система ценностей. Расскажите, какую роль он играет в современной культуре. Религия начинает доминировать в культуре вслед за мифом. Обратите внимание на религиозные ценности, на веру в сверхъестественное, на то, что непостижимо рациональным путем. Искусство существовало параллельно с мифом и религией. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к творческому осмыслению явлений окружающего мира. Наука – это сложный социальный институт культуры. Подчеркните специфические особенности науки, ее роль в развитии современной культуры. При рассмотрении вопроса «Социологические школы в культурологии» необходимо использовать такие понятия, как «ценность, человек, мифология, наука, религия, искусство», рассказать о социализации человека в обществе, рассмотреть этот процесс сквозь призму теорий социологической школы (опираясь на работы П.Сорокина). Необходимо помнить, что культура – это система ценностей, которая предопределяет всю палитру человеческой активности и проявляется во всех его достижениях. Контрольные вопросы К вопросу 1 1. Как связаны между собой общество и культура? 2. Назовите основные социальные институты культуры. 3. Дайте характеристику основным социальным институтам культуры. 4. Почему рождение культуры сопровождается возникновением и становлением систем ценностей?
К вопросу 2 1. Как объяснить многообразие подходов, школ, направлений, существующих в культурологии? 2. В чем суть концепции представителей «социологической школы»? 3. Как определяет смысл и происхождение культуры П. Сорокин? 4. Какие типы культуры выделяет П. Сорокин?
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (445)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |