Основные понятия и определения в логистике
Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемых как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период времени.
Логистической операцией называется любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему информационных, финансовых, сервисных потоков.
Логистической функцией называется обособленная совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач. Объединение логистических операций в функции зависит прежде всего от вида рассматриваемой логистической системы.
Логистическая система (ЛС) – это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними и (или) внешними целями организации бизнеса.
Любая логистическая система состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения.
Звеном логистической системы (ЗЛС) называется некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.
Логистическая цепь – множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченное по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или проектирования определенного набора логистических функций и (или) издержек.
Логистическим каналом называется упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков материальных ресурсов, необходимых для изготовления конкретного вида продукции (ассортимента продукции), до ее конечных потребителей.
Объект и предмет исследования в логистике
Виды потоков в логистике и их характеристика
Виды потоков
| Характеристика
| Примеры
|
Материальный поток
| Находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы (МР), незавершённое производство (НП) и готовая продукция (ГП), к которым применяются логистические виды деятельности, связанные с их физическим перемещением в пространстве: закупка, погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение, доставка и т.п.
| Покупка сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих и их доставка; доставка готовой продукции до потребителя; комплектование заказов; хранение; перемещение материалов по стадиям производственного цикла и т.д.
|
Финансовый
поток
| Направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками, как в рамках логистической системы (ЛС), так и вне её; а также издержки, связанные с движением материальных, информационных и сервисных потоков
| Расчёты с поставщиками и покупателями в процессе закупки и реализации МР и ГП, отсрочка платежа, условия взаиморасчётов, предоставление скидок и различных дисконтных программ; затраты на закупку, транспортировку, хранение, перегруз и т.д.
|
Информационный
поток
| Поток сообщений в устной, бумажной, электронной и других формах, сопутствующий материальному, сервисному или финансовому потоку в рассматриваемой ЛС и предназначенный в основном для реализации управляющих функций
| Информация о продукте (закупаемом, реализуемом), информация о поставщиках, информация о ценах, информация о содержимом контейнера, информация о сорванных заказах/поставках и т.д.
|
Сервисный поток
| Поток сервисных услуг с целью более эффективного управления материальными, финансовыми, информационными потоками
| Послепродажное и гарантийное обслуживание, замена брака, уведомление о поставке или проблемах в процессе поставки, доставка груза «от двери к двери», день в день и т.д.
|
Функции логистического персонала компании
Должность
| Логистические функции
|
Начальник отдела внешней логистики
| Анализ операционных логистических затрат; анализ тарифов логистических посредников; поиск и привлечение логистических посредников; планирование закупок; контроль выполнения обязательств поставщиками, контроль выполнения обязательств перед потребителями, анализ уровня логистического сервиса. Координация со службами: внутренней логистики; финансов, продаж, маркетинга, склада
|
Начальник отдела внутренней логистики
| Анализ операционных логистических затрат; анализ потребностей рынка; анализ качества предоставляемых услуг; планирование бюджета логистики; планирование складских мощностей. Координация со службами: внешней логистики, финансов, маркетинга, продаж, ПДО, транспортной
|
Менеджер по закупкам
| Размещение заказов поставщику; контроль сроков и объёмов выполнения заказов поставщиками; контроль своевременной оплаты поставщику; контроль своевременной отгрузки заказов поставщиками; информация о текущем состоянии заказа/поставки; документооборот; подготовка рекламаций; составление отчётов
|
Специалист по транспорту
| Организация доставки заказов от поставщика на центральный склад; выбор перевозчика; выбор вида транспорта и способа доставки; оптимизация маршрутов; контроль сроков доставки; документооборот; составление отчётов
|
Специалист склада
| Организация и контроль процессов: приём товара, складирование, контроль и учёт, документооборот, маркировка, грузообработка, комплектование заказов
|
Менеджер службы доставки
| Организация доставки заказов конечным клиентам (собственные магазины компании, региональные представительства, частные клиенты-покупатели), экспедирование; оптимальное использование собственного и привлечённого транспорта, контроль доставки, обратная связь с клиентами, составление отчётов
|
Виды логистических систем
Логистические системы делятся на две большие группы: микрологистические и макрологистические системы.
· Структурного подразделения
· Рабочего места
| · Физического распределения
· Дистрибуции
· Снабжения
| | |
· Государственные (транснациональные)
· Межгосударственные (международные)
· Трансконтинентальные
| · Районные
· Межрайонные
· Городские
· Региональные
· Областные, краевые
· Межрегиональные
· Республиканские
· Межреспубликанские
| · Группы предприятий
· Ведомственные
· Отраслевые
· Межотраслевые
· Торговые
· Военные
· Транспортные
· Институциональные
| |
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ
| |
принцип "одного зонтика".
Распределение затрат по функциональным областям логистики
|
Логистика снабжения
| Складская логистика
| Логистика запасов
| Транспортная логистика
| Логистика распределения
|
§ Цена поставщика
§ Затраты на заказ (транспортировка, лахование, упаковка, складирование, обработка, переработка, сортировка, затраты на персонал, связанный с закупками и т.д.)
| 1. Затраты на хранение (текущие издержки):
▪ Затраты на капитал (расцениваются как упущенная выгода)
▪ Налоги и страховка
▪ Издержки на содержание склада (отопление, вода, л/энергия и т.д.)
▪ Затраты на потери в период хранения (моральное старение или физический износ товаров)
2. Затраты на оформление заказа – рассчитываются как сумма издержек на выполнение следующих работ:
▪ Определение объема заказа и оформление накладных
▪ Передача заказа поставщикам, в т.ч. оплата средств связи
▪ Входной контроль материальных ценностей
▪ Транспортировка грузов к местам хранения
3. Издержки, связанные с дефицитом:
▪ Потери прибыли в связи с отсутствием товара на складе (в т.ч. страхового) при наличии активного спроса
▪ Штрафы за невыполнение конкретных условий заказа (срыв сроков, нарушение качества и количества и т.д.)
| ▪ Затраты на приобретение ресурса
▪ Затраты на хранение запаса
▪ Потери от дефицита представляют собой расходы, обусловленные отсутствием запаса необходимой продукции. Они могут быть вызваны более высокой платой за срочную доставку товара, ухудшением репутации у потребителя, потенциальной потерей прибыли.
(уменьшаются с сокращением заказа)
▪ Административные затратыили затраты на осуществление заказа включают в себя затраты на оформление заказа и затраты на доставку заказа
(увеличиваются с уменьшением заказа)
| ▪ Затраты на перевозку груза; транспортные тарифы
▪ Затраты на содержание и обслуживание транспорта
▪ Затраты на содержание персонала
▪ Затраты на непредвиденные обстоятельства (н-р, форс-мажор, порча товара в пути)
| ▪ расходы на подбор и обучение сбытового персонала;
▪ административные расходы;
▪ затраты на рекламу и стимулирование сбыта, на организацию товародвижения, включая расходы на транспортировку, складское хозяйство;
▪ уровень комиссионных выплат.
|
задания:
Зарисуйте логистическую систему вашего предприятия.
1. Перечислите задачи, которые решаются (или должны решаться) службой логистики совместно со службами маркетинга, финансов и планирования производства на предприятии. Докажите необходимость совместного решения перечисленных задач.
______________
____________________
Задание 2:
- Представить схематически движение информационных потоков отдела снабжения.
- В табулированной форме представить следующие данные:
Поток
| Носитель информации
| Ответственный
| Траектория пути
| Время движения
| Интенсивность
(в мес.)
| Уровень сложности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Распределите потоки по группам:
А
| Максимальная трудоемкость/минимальная частота отправления (составления)
|
В
| Максимальная трудоемкость/максимальная частота отправления (составления)
|
С
| Средняя трудоемкость/средняя частота отправления
|
D
| Минимальная трудоемкость/максимальная частота отправления
|
E
| Минимальная трудоемкость/минимальная частота отправления
|
- Предложите методы контроля и управления информационными потоками.
Задание 3
Ремонтный цех подает заявку отделу снабжения (МТО) на закупку нужного инструмента и оборудования, после чего отдел закупок закупает и передает инструмент в центральный склад. Работник рем.цеха прозванивает периодически либо МТО, либо центральный склад с целью уточнить и удостовериться, что заказ пришел. Затем идет (физически) на склад с заполненным требованием, чтобы забрать инструмент, оставляет там требование, у себя в отделе информацию дублирует в специальном журнале, вручную. Затем отдает этот инструмент рабочим (не заполняя никаких форм).