Основные системы (концепции) обучения в дидактике
12 Дидактика как научная дисциплина. Теория воспитания, управление (школоведение), дидактика. Дидактика и теория обучения - это синонимы. Дидактика есть раздел педагогики, вскрывающий вопросы теории обучения: вопрос усвоений знаний, умений и навыков, формирование убеждений с определением структуры и объема содержания. Педагогика - наука не точная. Объект дидактики - это обучение. Предмет дидактики - это связь преподавания и учения. Чему учить и как учить. Дидактика скрывает законы, закономерности, принципы и правила обучения. Закон - объективно-существующие существенное повторяющиеся устойчивая связь между явлениями и внутри явлениями. Закономерность - объективно-существующие существенно повторяющиеся устойчивая при определенных условиях связь между явлениями и внутри явлениями. Принципы - основное исход.положение, руководящее идеи. Прикладные рекомендации - по реализации на практике основных теоритических положений. Обучение - это совокупность последовательность и взаимосвязанных действий учителя и учащихся по овладению научными знаниями, формирования умений и навыков, развитию творческих способностей, мировоззрения, этических взглядов. Знания - это понимание, сохранение в памяти и умение свободно воспроизвести определенную информацию. Умение - способность применять знания на практике. Навык – умение, доведенное до автоматизма. Формирование знаний - Формирование умений - повторить несколько раз, для получения точного действия. Способности - некие врожденные качества. С одной стороны выступают цель деятельности педагога, а с другой стороны - как условие, обеспечивающее эффективность этой деятельности. Существуют общие способности (трудолюбие, речь) и спец. способности (вокальные, слуховые, художественные)
Содержание обучения. Компоненты содержания образования: 1.знания о природе, обществе, человеке, представленные через: -понятия и термины; -факты науки и повседневной действительности; -теории и законы; -научные и социальные идеи; -знания о способах деятельности методах познания; -оценочные знания. 2.опыт осуществления деятельности (умения и навыки): -обобщенно-познавательные (опыт работы с учебной и научной литературой, построение гипотезы и постановка эксперимента, анализ, синтез, обобщение); -практические (измерительные, вычислительные, графические, обращение с техническими устройствами); -организационные (умение планировать, организовывать свою работу, режим); -оценочные (оценка качества результатов); 3. опыт творческой деятельности; -решение новых проблем и перенос раннее усвоенных знаний через реализацию новых. 3.опыт эмоционально-ценностных отношений: -эстетические потребности; -эмоциональная окрашенность; -нравственные стимулы; -мотивация; Факторы, влияющие на отбор содержания. -цель обучения - уровень развития соответствующей науки -учет международного опыта -уровень возможности учеников -соответствие объема содержания времени, отводимого на него Носители содержания. Носители содержания – документы, в которых учитель может получить информацию. 1. Государственный образовательный стандарт (ГОС) – документ, определяющий обязательный минимум содержания. ГОС второго поколения имел след. структуру: федеральный, региональный, школьный. Фиксировал учебные дисциплины необходимые для изучения ГОС третьего поколения фиксирует набор качеств, компетенции, которые должны быть сформированы у обучающегося в результате обучения. 2. Учебный план - это нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном ОУ. Их распределение по годам обучения, время (год, неделя), отводимое для их осуществления. 3. Учебная программа - это нормативный документ, очерчивающий круг ЗУНов, подлежащих усвоению по каждому учебному предмету. Структура тематическая. В программе должно фиксироваться кол-во часов на каждую тему, ЗУНы на эту тем, план информации. 4. Учебная литература - основной учебник, методички, электронные ресурсы. Структура учебника 2 компонента: 1)Текстовый материал (разные категории текстов: описание, суждение, повествование) 2)Внетекстовый материал: иллюстративный материал, аппарат организации, подписи, таблицы, выделения, вопросы и задания, аппарат ориентировки. 3)Аппарат ориентировки: оглавление, указатели, примечания. Требования к учебнику: -отражает содержание учебного предмета -отражает логику соотв. науки -информирует -организует самостоятельную деятельность учащихся Учебник должен быть: -краток, лаконичен, корректен -доступен -ясный и четкий язык -увлекателен -красочен -удобный формат Мотивация обучения. Стимул - это сильный побудительный моментальный внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию или действие. Виды стимулов: -принуждение, -материальный (бонусы, стипендии, отпуск), -эмоциональный стимул (похвала или признание), -самоутверждение. На многие стимулы человек реагирует неосознанно (похвала). Реакции на стимулы у различных людей различны. Мотив – это материальный или идеальный предмет, достижения которого выступает смыслом действия. Виды мотивов: -побуждение к деятельности связанное с удовлетворением потребностей субъектов вызывающих активность субъекта; -предмет материальный или идеальный, достижением которого выступает смыслом деятельности; -осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Мотивация – это побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Высокий уровень мотивации учения не обходим для достижения успехов в учебе. Учебные мотивы: внутренние и внешние. Внутренние: -собственное развитие в процессе учения; -действия вместе с другими и для других; -познание нового неизведанного; Внешние: -понимание необходимости учения в дальнейшей жизни; -процесс учения как возможность общения; -похвала от значимых лиц; -желание быть первым учеником. Самые неэффективные мотивационные стили: -отрицательный мотиватор – скандал дома, «не поступлю в универ». -мотивационный стиль «диктатор» - строгие приказы. -«вообрази выполнение» -«перегрузка» Мотив – внутренний побудитель, стимул – внешний. Культура личности. Культура личности – уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований, совокупность компетенций: -информационных -мировоззренческих -социальных -политических -нравственных -поведенческих Культура жизненного самоопределения – осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умеющего принимать решения и нести ответственности за свои действия и поступки. Готовность к жизненному самоопределению складывается, прежде всего, из системы усвоенных личностью ценностей, формирующегося мировоззрения. Мировоззрение: -познавательный компонент: знания, взгляды, убеждения -эмоциональный компонент: эмоциональное состояние, чувства, переживания -волевой компонент: поступки, действия, отношения Компоненты мировоззрения взаимосвязаны. Этапы формирования мировоззрения: -понимание -отношение -готовность к действию Основные системы (концепции) обучения в дидактике. 1. Традиционная: Цель: передача и усвоение готовых знаний, выработка умений и навыков их применения. Доминирующая роль: преподавание, деятельность учителя. Каменских Ян, Песталоцци, Дистервег, Гербарт. 2. Педоценстристская: Цель: развитие личности воспитанника и раскрытие его потенциальных возможностей через спонтанную и свободную деятельность обучаемого. Доминирующая роль: учение, деятельность учеников. Толстой Лев, Дьюи Д., Лай В. 3. Современная дидактическая система: Цель: формировать систему знаний и обеспечить развитие личности обучаемого. Доминирующая роль: взаимодействие преподавания и учения, деятельности как учителя так и учеников. Эльконин, Давыдов.
12
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (316)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |