КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Существует несколько видов классификации методов обучения. Например, поначалу попытались классифицировать методы с точки зрения учебной деятельности. Согласно ей они делятся на две группы. ♦ Метод готовых знаний. В этом случае учащиеся воспринимают, заучивают и осознают информацию, переданную учителем. ♦ Исследовательский метод. Направлен он на самостоятельное изучение материала и приобретение знаний. . Некоторые ученые в соответствии с источниками знаний подразделяют методы на три категории: · словесные; · наглядные; · практические. Существует и классификация методов обучения согласно дидактическим задачам. В итоге получается следущее. 1. приобретение учащимися знаний: а) подготовка учеников к выслушиванию объяснения учителя. Методы: предварительные наблюдения, предварительное чтение материала; б) изложение знаний учителем. Методы: объяснение, рассказ, беседа, лекция, показ учебных пособий, наглядных объектов, проведение опытов; в) обдумывание темы, изложенной учителем, и ее закрепление на практике. Метод: изучение книжного и учебного материала, г) получение знаний учениками без предварительного объяснения учителем. Методы: работа скнигами, учебниками, практические опыты. · формирование у учащихся навыков и умений. Метод: выполнение упражнении. · применение учениками знаний на практике. Метод: составление и решение задач, проведение лабораторных и творческих работ. 4.закрепление полученных знанийи умений на практике. Методы: чтение учебного материала, повторное проведение некоторых практических работ и выполнение упражнений, проведение бесед. Заключительные беседы по изученному ранее материалу. 5. проверка знаний и умений на практике. Методы: устный опрос изученного материала, текущая проверка знаний посредством наблюдения. Выполнение письменных и практических контрольных работ.
Существует и еще одна классификация, которую предложили исследователи И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. По их мнению, методы обучения — это способы организации познавательной деятельности учащихся, с помощью которых в процессе обучения происходит овладение знаниями, умениями и навыками. 1. Объяснительно-иллюстративный, или репродуктивный, метод. Этот метод связан прежде всего с усвоением учениками уже готовых знаний. Эти знания сообщает им учитель в разнообразных формах, а они, соответственно, эти знания воспроизводят.
17. Проблемный метод. В этом случае ученики активно участвуют в обсуждении и решении различного рода учебных проблем. Эти проблемы выдвигает сам учитель в познавательных целях. 18. Исследовательский метод. Здесь проблемурешают сами учащиеся. Учитель же играет роль организатора самостоятельной поисковой деятельности учеников. 19. Частично-поисковый метод. Это более доступный ипростой метод по сравнению с исследовательским. В связи с этим некоторые дидакты предлагают использовать следующее деление методов обучения: словесные, наглядные, практические. Но следует отметить, что все эти методы используются в совокупности или в различных сочетаниях. Существует и еще одна классификация методов обучения, предложенная М.И. Махмутовым. Она представляет собой своеобразный вариант классификации, разработанный И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Ее автор выделяет четыре метода обучения, которые он называет так: ♦ информационно-исполнительский; ♦ объяснительно-репродуктивный; ♦ информационно-поисковый; ♦ побуждающе-исследователъский. Известна и еще одна классификация, по которой методы обучения делятся на три большие группы: · методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Они способствуют обеспечению процесса опосредования личностью учебной информации; · методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Они обеспечивают важнейшие функции регулировки учебного процесса, а также его познавательную, волевую и эмоциональную активизацию; · методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательного процесса. Они помогаютучителю контролировать учебную работу учащихся, а также осуществляют самоконтроль учеников. В каждой из этих групп учитывается тесное взаимодействие между учениками и учителем. В каждой группе методов можно выделить подгруппы. В первой группе (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности) рассматривают перцептивные методы. Ко второй подгруппе относятся логические методы, или, как их еще называют, методы организации и осуществления мыслительной деятельности индуктивного, дедуктивного и другого характера. Третью подгруппу составляют гностические методы, методы репродуктивного и поискового характера. Последними в эту группу включены методы управления в обучении или, другими словами, методы управляемой и самоуправляемой учебно-практической деятельности. Говоря же о методах стимулирования и мотивации, следует различать несколько подгрупп. Так, выделяются следующие две подгруппы: ♦ методы формирования интереса к учению; ♦ методы развития долга и ответственности в учении. Помимо всех перечисленных выше методов обучения, стимулирующих работу учеников, существуют и специфические, направленные на усвоение знаний и умений и выполняющие функцию развития познавательного интереса. К.такого рода методам можно отнести следующие методы: ♦ познавательных игр; ♦ учебных дискуссий; ♦ создания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, а также занимательности, опоры на полученный ранее жизненный опыт, познавательной новизны. К контролю и самоконтролю относят методы: ♦ устного контроля; ♦ письменного контроля;
♦ лабораторно-практического контроля; ♦ программированного и непрограммированного контроля; ♦ самоконтроля и т.д.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1014)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |