Лабораторная работа № 15
Анализ музыкальных примеров с применением Альтерированной доминанты Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Аккорды альтерированной доминанты. Цель: овладеть навыками анализа гармонической вертикали и решения задач с использованием альтерированной доминанты. Подготовительная работа.Изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности: § альтерация аккордов доминантовой группы в мажоре: приготовление, разрешение, голосоведение; альтерация в каденции; § альтерация аккордов доминантовой группы в миноре: приготовление, разрешение, голосоведение; альтерация в каденции. Практические задания: Задание 1. Постройте и исполните в тональностях мажора с одним ключевым знаком следующие гармонические обороты с альтерированной доминантой: 1) S6 – II34 – b5D7 – T; 2) VI6 – b5D34 – T; 3) II6 – b3DDVII7 – T; 4) DD2 – #5D56 – T; 5) S – #5D7 – T. Задание 2. Постройте и исполните в тональностях минора с одним ключевым знаком следующие гармонические обороты с альтерированной субдоминантой: 1) II34 – b5D7 – t; 2)VI6 – b5D34 – t; 3) II34 – b5D7 – t; 4) II6 – b3DVII7 – t. Задание 3. Письменно гармонизуйте ниже предлагаемые мелодии с использованием аккордов альтерированной доминанты: а) б) Задание 4. Выполните письменный гармонический анализ музыкального фрагмента (пример а) и примера гармонизации (пример б)1, составив схему и указав альтерацию в доминанте: а) С. Рахманинов. Ноктюрн № 1, ор. 9 _______________________ 1 Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005. С. 348. б) Пример гармонизации
Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Преимущественно с какой ступенью связана альтерация аккордов доминантовой группы? 2. Укажите способы альтерации II ступени лада в мажоре и миноре. 3. Какие альтерированные аккорды доминантовой группы являются наиболее распространенными в мажоре и миноре? 4. Какое расположение альтерированных аккордов доминантой группы является обязательным при их использовании? 5. В чем особенность приготовления, разрешения и голосоведения аккордов альтерированной доминанты в мажоре и миноре? 6. Как разрешается альтерированный доминантовый септаккорд в каденции? Литература: Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 342 – 351 (тема 46).
Лабораторная работа № 16 Анализ музыкальных примеров из русской И зарубежной классики Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Гармонический анализ музыкального произведения. Цель: закрепить полученные в процессе освоения основного раздела учебной дисциплины умения и навыки при выполнении гармонического анализа музыкального произведения, решении задач и исполнении гармонических последовательностей. Подготовительная работа: повторите весь изученный материал дисциплины по литературе, указанной к лабораторным работам №№ 1–15. Практические задания: Задание 1.Сделайте письменный гармонический анализ двух приведенных ниже музыкальных фрагментов по следующему плану: 1) сыграйте музыкальный фрагмент на музыкальном инструменте; 2) определите и укажите характер музыки, ее жанр, эпоху, стиль, предполагаемого композитора, состав исполнителей (песня с сопровождением, произведение для фортепиано, для инструмента соло или с сопровождением, хоровое произведение для смешанного или однородного состава и т.д.); 3) определите тональный план (главную тональность и тональность модуляции), форму, фактуру фрагмента; 4) последовательно разберите функции гармонической вертикали и подпишите их соответственно под каждым аккордом; 5) выпишите схему музыкального фрагмента по тактам с указанием их номеров (сверху), функции и вида каждого аккорда; 6) отметьте наличие модуляции и способ ее осуществления: разделы или каденции модуляции, общий и модулирующий аккорды; 7) укажите характерные особенности гармонического языка и их связь с образным содержанием музыкальных произведений:
а)Й. Гайдн. Соната для фортепиано, D-dur Allegro
б) Э. Григ. «Смерть Озе» из фортепианного цикла «Пер Гюнт». Andante doloroso
Задание 2.Письменно гармонизуйте один из следующих примеров1 с использованием отклонения и модуляции:
Задание 3. Сочините и запишите гармоническую последовательность в форме квадратного периода с модуляцией из Es-dur в тональность I степени родства; исполните полученную последовательность, используя любую разновидность гомофонной фактуры (кроме аккордовой). _________________________ 1 Выбор номера согласуйте с преподавателем. Задание 4. Сочините и запишите в тональности G-dur звено хроматической секвенции из трех аккордов с отклонением в тональность диатонического родства. Взяв за основу данное звено, исполните секвенцию из трех звеньев, самостоятельно выбирая ее шаг и направление. Литература: Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (806)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |