Командир воздушного судна за 20 минут до посадки по коммерческому каналу связи установленным сигналом (наличие "Спецсредств") информирует ПДСП, а при его отсутствии - в диспетчерский пункт управления воздушным движением о наличии на борту воздушного судна оружия.
ПДСП (при ее отсутствии - диспетчерский пункт управления воздушным движением через диспетчера АДП) сообщает в службу авиационной безопасности аэропорта назначения о наличии на борту воздушного судна "Спецсредств".
Служба авиационной безопасности аэропорта назначения при получении сообщения из аэропорта отправления и информации командира воздушного судна о наличии на борту воздушного судна оружия организует его встречу. Уполномоченное лицо встречает воздушное судно, предъявляет члену экипажа, ответственному за сохранность и перевозку оружия, документ, удостоверяющий личность и должностные (служебные) полномочия, проверяет сохранность печати и соответствие содержимого металлического ящика (мешка) внутренней описи, после чего расписывается во втором экземпляре акта за получение оружия и доставляет оружие в специально оборудованное помещение аэропорта.
По предъявлению пассажиром врученного ему в аэропорту отправления третьего экземпляра акта и документа, удостоверяющего его личность, документа на право ношения и хранения оружия, а в необходимых случаях соответствующего разрешения на его ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации, оно выдается владельцу после росписи в третьем экземпляре акта. Третий экземпляр акта передается уполномоченным лицом в службу авиационной безопасности аэропорта, где хранится в течение одного года.
Невостребованное пассажиром оружие в аэропорту назначения сдается уполномоченным лицом в орган внутренних дел.
В аэропорту иностранного государства представитель авиакомпании Российской Федерации осуществляет встречу воздушного судна со "Спецсредствами", доставку и выдачу оружия их владельцам в соответствии с требованиями Инструкции [12] в порядке, согласованном с администрацией аэропорта.
Особенности перевозки длинноствольного оружия
Перевозка длинноствольного оружия, размеры которого в разобранном виде не позволяют размещать его в стандартных металлических запираемых ящиках, осуществляется в изолированных багажных отсеках (контейнерах) гражданских воздушных судов в упаковке пассажира (специальная тара, футляр, кейс, чехол), отвечающей требованиям авиационной безопасности и сохранности оружия [13].
Приложение
Приложение 1
Схема пункта досмотра
Стоянка воздушного судна
Выход
Сканер индивидуального досмотра
Стерильная зона
(накопитель)
Помещение (кабина) для личного
(индивидуального) досмотра
Туалет
Специалист по досмотру №4
Специалист по досмотру №1
Специалист по досмотру №2
Стационарный металлоискатель
Рентгенотелевизионный интроскоп
Специалист по досмотру №3
Сотрудник ОВД на транспорте
Специалист по досмотру №5
(старший смены)
Стол Направление движения пассажира
По пункту
Вход
ДОСМОТР
Приложение 2
ПРЕДПОЛЕТНЫЙ
Ручной
(контактный)
*при поступлении сообщения о готовящемся захвате либо угоне воздушного судна, выполняющего конкретный рейс или следующего в определенном направлении, а также при отсутствии технических и специальных средств в пункте досмотра.
*при досмотре:
- пассажиров в просторной одежде, скрывающей очертания его тела;
- вещей, внутреннее содержание которых нельзя определить с помощью технических и специальных средств;
- багажа и вещей пассажира, определенного как потенциально опасного;
- всех пассажиров во время повышенной угрозы совершения акта незаконного вмешательства на воздушное судно определенного рейса.
* пассажиры, имеющие имплантированные аппараты, стимулирующие сердечную деятельность;
* животные, птицы, рептилии и другие представители фауны, имеющие соответствующие ветеринарные справки и допущенные к перевозке на борту воздушного судна, а также клетки, в которых они перевозятся, досматриваются визуально, а при наличии подозрений досмотр проводится ручным (контактным) методом
Личный
(индивидуальный)
*при поступлении сообщения о готовящемся захвате либо угоне воздушного судна, выполняющего конкретный рейс или следующего в определенном направлении (выборочно);
*при поступлении сообщения о наличии у пассажира оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ или иных опасных предметов и веществ, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на экипаж воздушного судна;
*при обнаружении в вещах, находящихся при пассажирах, оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ и иных опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом;
*при выявлении путем личного наблюдения сотрудниками службы авиационной безопасности или сотрудниками органа внутренних дел на транспорте признаков подозрительного поведения и действий пассажира, свидетельствующих о его преступных намерениях или вызывающих подозрение в возможном наличии у него оружия, боеприпасов, опасных предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом.
ПОСЛЕПОЛЕТНЫЙ
Приложение 3
ДОСМОТР БАГАЖА
При этом варианте каждое место зарегистрированного багажа может быть досмотрено и опломбировано в присутствии пассажира, однако такой вариант чреват возникновением нежелательных очередей у входа в аэровокзал. Скопление публики у входа создает впечатление хаоса и неэффективности, что отнюдь не способствует повышению престижности аэропорта и может вызвать незаслуженную критику в адрес авиакомпании, которой предстоит выполнять перевозку. После опломбирования багаж возвращают пассажиру, который следует с ним к стойке регистрации; при регистрации каждого места багажа сотрудники служб регистрации должны удостовериться в целости багажных пломб.
При входе в зону регистрации
У стойки регистрации
Досмотр проводится в ходе регистрации. Пассажир находится там же на тот случай, если потребуется досмотреть какое-либо место багажа вручную. В опломбировании багажа нет необходимости, если после регистрации он передается в охраняемую систему обработки багажа. Недостатками этого варианта являются возможные задержки в процессе регистрации, а при наличии нескольких стоек для регистрации – значительные дополнительные капиталовложения на оборудование каждой стойки.
Технология обработки багажа при этом варианте не отличается от изложенной в предыдущем пункте. Во избежание скопления пассажиров необходимо выделить для этих целей участок зала ожидания достаточных размеров. Обычно в зону регистрации допускаются только вылетающие пассажиры в установленные для каждого рейса периоды времени. Поэтому в интересах обеспечения своевременного отправления рейсов требуется тесная координация действий авиакомпаний и персонала, занимающегося досмотром багажа в целях безопасности.
При входе в пассажирский аэровокзал
С точки зрения упрощения формальностей при обслуживании пассажиров этот вариант является предпочтительным. Для проверки зарегистрированного багажа может быть выбрана одна из трех перечисленных ниже зон: зона, примыкающая к стойке регистрации, зона системы обработки багажа или зона сортировки багажа. Дополнительные преимущества этого варианта связаны с наличием достаточного времени для досмотра, доступностью используемых для этих целей помещений и возможностью централизованной установки оборудования для досмотра в целях безопасности, благодаря чему может быть достигнута экономия средств, затрачиваемых на такое оборудование. Наиболее серьезный недостаток этого варианта связан с трудностью поиска пассажира, которому принадлежит место багажа, если выявленные в ходе проверки аномалии обусловливают необходимость его досмотра вручную. Такие случаи могут привести к длительным задержкам с вылетом воздушных судов.
После регистрации
Приложение 4
Перечень основных опасных веществ и предметов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах
1) Взрывчатые вещества, средства взрывания и предметы, ими начиненные:
- пороха всякие, в любой упаковке и в любом количестве;
- патроны боевые (в том числе малокалиберные);
- патроны к газовому оружию;
- капсюли (пистоны) охотничьи;
- пиротехнические средства: сигнальные и осветительные ракеты, патроны сигнальные, посадочные шашки, дымовые патроны (шашки), спички подрывника, бенгальские огни, петарды железнодорожные;
- тротил, динамит, тол, аммонал и другие взрывчатые вещества;
- капсюли-детонаторы, электродетонаторы, электровоспламе-нители, детонирующий и огнепроводный шнур и т.д.
4) Воспламеняющиеся твердые вещества:
- вещества, подверженные самопроизвольному возгоранию;
- вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой:
- калий, натрий, кальций металлический и их сплавы, кальций фосфористый и т.д;
- фосфор белый, желтый и красный и все другие вещества, относящиеся к категории воспламеняющихся твердых веществ.
1. Запрещено перевозить на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и в вещах, находящихся при пассажирах
6) Токсичные вещества
7) Радиоактивные материалы
5) Окисляющие вещества и органические перекиси:
- нитроцеллюлоза коллоидная, в гранулах или хлопьях, сухая или влажная, содержащая менее 25 % воды или растворителя;
- нитроцеллюлоза коллоидная, в кусках, влажная, содержащая менее 25 % спирта;
- нитроцеллюлоза сухая или влажная, содержащая менее 30 % растворителя или 20 % воды и т.д.
2) Сжатые и сжиженные газы:
- газы для бытового пользования (бутан-пропан) и другие газы; газовые баллончики с наполнением нервно-паралитического и слезоточивого воздействия и т.д.
8) Едкие и коррозирующие вещества:
- сильные неорганические кислоты: соляная, серная, азотная и другие;
- фтористо-водородная (плавиковая) кислота и другие сильные кислоты и коррозирующие вещества.
10) Оружие:
пистолеты, револьверы, винтовки, карабины и другое огнестрельное, газовое, пневматическое оружие, электрошоковые устройства, кортики, стилеты, десантные штык-ножи, за исключением случаев и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9) Ядовитые и отравляющие вещества:
- любые ядовитые сильнодействующие и отравляющие вещества в жидком или твердом состоянии, упакованные в любую тару;
- бруцин, никотин, стрихнин, тетрагидрофурфуриловый спирт, антифриз, тормозная жидкость, этиленгликоль, ртуть, все соли синильной кислоты и цианистые препараты, циклон, цианплав, мышьяковистый ангидрид и т.д.;
- другие опасные вещества, предметы и грузы, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на пассажиров, экипаж воздушного судна, а также создающие угрозу полета воздушного судна;
Примечание: Подробный перечень опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами содержится в Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО).
2. Разрешено перевозить на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами с соблюдением требуемых условий следующие предметы и вещества
1) В зарегистрированном багаже в грузовых, багажных отсеках воздушного судна с изолированным доступом пассажиров к багажу во время полета
- арбалеты, ружья для подводной охоты, шашки, сабли, тесаки, ятаганы, палаши, мечи, шпаги, штыки, кинжалы, ножи: охотничьи, ножи с выбрасывающимися клинками, с запирающими замками, имитаторы любого вида оружия;
- хозяйственно-бытовые ножи (ножницы) с длиной клинка (лезвия) свыше 60 мм;
- алкогольные напитки с содержанием более 24%, но не более 70% алкоголя по объему в емкостях вместимостью не более 5 л, в таре, предназначенной для розничной торговли - не более 5 л на одного пассажира;
- жидкости и алкогольные напитки с содержанием алкоголя по объему не более 24%;
- аэрозоли, предназначенные для использования в спортивных или бытовых целях, выпускные клапаны баллончиков которых защищены колпачками от самопроизвольного выпуска содержимого в емкостях вместимостью не более 0,5 кг или 500 мл - не более 2 кг или 2 л на одного пассажира.
2) В вещах, находящихся при пассажирах
- термометр медицинский - один на пассажира;
- тонометр ртутный в стандартном футляре - один на пассажира;
- барометр или манометр ртутный, упакованный в герметичный контейнер и опечатанный пломбой отправителя;
- одноразовые зажигалки - одна на пассажира;
- сухой лед для охлаждения скоропортящихся продуктов - не более 2 кг на пассажира;
- 3% перекись водорода - не более 100 мл на пассажира;
- жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным:
в емкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной емкостью в других единицах измерения объема), упакованные в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л - один пакет на пассажира.
Примечание:
* Жидкости в контейнерах емкостью более 100 мл к перевозке не принимаются даже в том случае, если емкость заполнена лишь частично.
* Исключение по перевозке имеют лекарства, детское питание и специальные диетические потребности.
* Жидкости, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту или на борту воздушного судна, должны быть упакованы в надежно запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, обеспечивающий идентификацию доступа к содержимому пакета в течение полета, на котором имеется достоверное подтверждение того, что эта покупка произведена в аэропортовых магазинах беспошлинной торговли или на борту воздушного судна в день (дни) поездки.
* Администрация аэропорта, авиапредприятия, эксплуатанта вправе принимать решение о введении дополнительных мер по обеспечению авиационной безопасности на рейсах с повышенной опасностью, вследствие чего запрещать перевозку в салоне воздушного судна следующих предметов:
- штопоры;
- иглы для подкожных инъекций (если не будет представлено медицинское обоснование);
- вязальные спицы;
- ножницы с длиной лезвия менее 60 мм;
- складные (без фиксатора) дорожные, перочинные ножи с длиной лезвия менее 60 м
Федеральные авиационные правила «Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров». Приказ Минтранса РФ от 25.07.2007г. №104