Психогенез и его аспекты (логический и исторический). Системный подход и синергетика
Психогенез – происхождение психики. При определении предмета психофизиологии, как правило, говорят о поиске физиологических механизмов психических явлений. Если попытаться начать решать проблему поиска указанных механизмов в реальных экспериментальных исследованиях, то с неизбежностью сталкиваешься с проблемой психогенеза, происхождения психики, необходимостью освещения вопроса о сущности психического как природного феномена. Любая попытка игнорирования этого вопроса либо заводит в методологический, а вслед за тем и в методический тупик, либо уводит в область мистики. Решения вопроса о сущности психического как природного феномена пока нет, но можно говорить о подходах. В решении вопроса о психогенезе можно выделить два аспекта. Воспользуемся здесь парой понятий: логическое — историческое. Имеется в виду, что в первом случае речь идет о том, какова логика процесса в идеальных условиях, а во втором — как происходит становление процесса в условиях реальных. Логический аспект – какие законы природы участвуют в становлении психики. Можно ли объяснить происхождение психики, оставаясь на естественнонаучных позициях. «Живые организмы не могут создавать то, чего нет в Природе, они могут только собирать и использовать то, что заложено в общих свойствах Мира. Эти свойства должны быть, следовательно, и в неживой природе, и их надо искать именно здесь, где можно опереться на огромный опыт познания точных наук» [Козырев, 1991, с.402]. В качестве первого шага выбираем такое свойство психического, как целостность. Оно может характеризовать как элементарное ощущение, так и общественное сознание. Там, где есть целое, необходимо искать элементы. Элементы в границах целого не равноценны: среди них могут быть системообразующие и системоразрушающие элементы, или по-другому, доминантные элементы. Там, где есть элементы в границах целого, там есть и структура. Элементы и структура дают нам функцию, которая определяется как составом элементов, так и особенностями структуры. Любое психическое явление (в принятой здесь терминологии — психическое целое) — это динамическое целое, т. е. оно всегда существует в динамике, в развитии. В связи с этим следует говорить об эволюции психического целого. Наконец, целое не существует изолированно, оно предполагает существование окружающей среды. Из этого следует, что необходимо выявлять также законы взаимодействия целого и среды. Необходимо оговорить свойства этой среды. Для адаптации к среде организму необходимо иметь отражательный механизм, дающий адекватное представление о ней. Этот механизм должен соответствовать свойствам окружающей среды. Можно говорить о двух основных свойствах среды: неопределенности и неравновесности. Неопределенность подразумевает: а) относительность — видение мира зависит от системы отсчета, тем не менее, в природе существуют явления, которые от этого не зависят или зависят незначительно, такие явления называются инвариантами (например, пространственно-временной); б) неопределенность — в оценке свойств среды нельзя достичь абсолютной точности и всегда следует иметь в виду вероятностный характер событий; в) неполноту — невозможность формализации знаний о среде исходя из существующих на настоящий момент посылок (алфавита признаков); чтобы описать среду, необходимо получить новую информацию о ней, но последнее обстоятельство рано или поздно приведет к первоначальной ситуации и т.д., т.е. в данном обстоятельстве заключен момент саморазвития. Неравновесность предполагает: а) самоорганизацию, б) периодичность, в) доминантность (аттрактивность), г) дискретность—непрерывность. Исторический (эволюционный) аспект. Проблема состоит в том, чтобы связать происхождение психического с законами эволюции и в связи с этим объяснить существование разных форм психического (когнитивные и эмоциональные явления, поведение), этапы становления разных форм психического, их филогенетический возраст. Другая проблема — соотношение субстрата и психического на разных этапах эволюции. Имеющиеся данные позволяют говорить о том, что отношения организма со средой и его поведение регулируются различными аппаратами нервной системы на разных этапах эволюции. Тем не менее, формы поведения в основных своих чертах остаются сходными, а усложнение субстрата вызывает только дифференциацию поведения. В ходе эволюции прежние нервные аппараты сохраняются в мозге, но меняют свою роль, становясь аппаратами, обеспечивающими фон поведения (ретикулярная формация, таламус), принимающими активное участие в регуляции состояний организма. Из сказанного, в частности, следует, что состояния, эмоциональные процессы в филогенетическом смысле являются более древними явлениями, чем когнитивные процессы и поведение. Несмотря на то, что эволюционная парадигма предполагает иерархическую организацию нервной системы, тем не менее, если речь заходит о соотношении нервной системы и психики, следует использовать системный принцип, т.е. в организации любого психического явления участвует вся нервная система как целое, всеми своими элементами и частями. Системный подход – рассматривает любой объект как систему, где имеются: а) элементы; элементы не равноценны, имеются доминантные элементы; б) структура (совокупность связей между элементами); в) функция (целое больше своих частей); г) эволюция (изменение системы во времени); д) соотношение системы и окружающей среды Ананьев первый предложил. Синергетика – изучает самоорганизующиеся системы. Такая система имеет конечную точку своего развития – аттрактор. Аттрактором психического явления (рассматриваемого как система) выступает инвариант. Автор теории – Пригожин. Добавляет временной аспект к системному подходу. Инвариант – (математ.) выражение (величина), остающееся неизменным при определенном преобразовании переменных, связанных с этим выражением (напр. при переходе от одной системы координат к другой). Концепции поведения (Д.Миллер, Ю. Галантер, К .Прибрам, Д. Хебб, И.Т. Курцин, К. Лешли, Н.А.Бернштейн, П.К.Анохин, М.Н.Ливанов, Л.В.Крушинский, А.Р. Лурия, П.В.Симонов и др.) и их роль в объяснении происхождения психических явлений. Этапы изучения свойств психического как целостного образования. Д. Миллер, Ю. Галантер, К .Прибрам - 1. Поведение дискретно. 2.Многоуровневость нервного субстрата и соответствующих ему форм поведения Д. Хебб - В основе любого психического явления лежит целостное нейронное образование – «клеточная ассамблея». Существует иерархия ассамблей, которой соответствует иерархия психических явлений. 2. Описаны свойства «клеточных ассамблей»: интегративность, конвергентность, эквипотенциальность, статистический характер связей между элементами, инвариантность. И. Т. Курцин - Слоистый характер психического целого. Существует три слоя, соответствующих трем отделам нервной системы: «соматический мозг», «висцеральный мозг», «психический мозг» К. Лешли - Психическое целое состоит из отдельных элементов. По крайней мере для случаев научения более важное значение имеют не состав элементов и их свойства (элементы эквипотенциальны), а их количество и структура (характер) связей между ними. Элементы взаимозаменяемы. Н. А. Бернштейн - 1. Поведение дискретно. 2. Число элементов психического целого - 6. 3. Констатировано существование разных уровней целого, связанных с уровнем регуляции движения (5). 4. Саморегуляция целого. 5. Интегративный характер целого. П. К. Анохин - 1. Поведение дискретно. 2. Поведенческий акт – целостное образование. Описаны элементы этого целого (их число – 5). 3. Возможна саморегуляция целого. 4. Фазовый характер существования целого. 5. Интегративный характер целого М. Н. Ливанов - 1. Психическому целому соответствует целостность нервного субстрата. 2. Психическое целое - динамическое целое. Характер связи между элементами целого определяет его функцию (психическую). 3. Стадиальный характер существования целого. 4. Характеристики психического целого закодированы как в пространственных, так и во временных характеристиках субстрата (голографический принцип) Л. В. Крушинский - Поведение дискретно 1. Существуют врожденные и приобретенные формы поведения. Последние формируются на базе экстраполяционных рефлексов. 2. Квант дискретного поведения – унитарная реакция А. Р. Лурия - Слоистый характер психического целого. Существует три слоя, соответствующие трем отделам субстрата: энергетический блок, блок переработки информации, блок программирования П. В. Симонов - 1. Основа целостного поведения – три врожденных безусловных рефлексов: витальные, ролевые, саморазвития. 2. События в окружающей среде неравноценны: в ней есть доминанты, которые соответствуют трем группам врожденных безусловных рефлексов Этапы изучения свойств психического целого
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1432)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |