Лекция № 1 «Детская речь как предмет научного изучения». (2 часа)
План лекции: 1. Предмет, цель и задачи курса, его место в системе других научных дисциплин 2.Детская речь как особый этап развития речи 3. Проблема генезиса речевой деятельности 4. Общая периодизация речевого развития. Литература: № 1, 2, 4, 8.
Лекция № 2 «Основные механизмы устной речи». (2 часа) План лекции: 1. Анатомо-физиологические механизмы речи 2.Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы речи. 3. Психофизиологическая составляющая речевого развития. 4. Психологические механизмы речи. 5. Основной операциональный механизм речи Литература: № 11, 1, 2, 4, 14 Лекция № 3 «Овладение звуковой формой слова». (2 часа) План лекции: 1. Артикуляционная практика ребенка 2. Формирование предпосылок для овладения фонематическим слухом. 3. Появление фонетической системы у детей 4. Овладение системой фонологических противопоставлений 5. Проблема языковой способности детей дошкольного возраста. Литература: № 31, 6, 7, 15, 18, 26, 27, 30. Лекция № 4 «Развитие фонематического слуха в онтогенезе». (2 часа) План лекции:
Литература: № 31, 6, 7, 15, 18, 26, 27, 30. Лекция № 5 «Закономерности овладения артикуляцией». (2 часа) План лекции: 1. Закономерности овладения звуковой стороной речи 2. Фонетический состав первых слов. 3. Типология речевых ошибок 4. Ассимиляция и метатеза как наиболее распространенные изменения звуковой комбинаторики слов Литература: № 31, 6, 7, 15, 18, 26, 27, 30. Лекция № 6 «Овладение грамматическим строем речи». (2 часа) План лекции: 1. Основные тенденции в развитии грамматических форм 2. Иерархия усваиваемых детьми морфологических категорий, последовательность их усвоения 3. Процесс освоения словообразовательной модели 4. Особенности структуры словесных новообразований 5. Словообразовательные инновации в детской речи. Литература: № 29, 27, 28, 30, 20. Лекция № 7«Социальные условия нормального развития речи» (2часа) План: 1. Зависимость речевой моторики от развития общей моторики. 2. Зависимость степени развития речевой и мелкой моторики рук. 3. Значение речевой среды для развития речи 4. Развитие речи в условиях билингвизма Литература: № 1, 2, 4, 8.
3.3. Программа семинарских занятий Семинар № 1 «Начальные периоды речевого онтогенеза» (2часа) План: 1. Врожденные предпосылки речи 2.Первичные детские вокализации: гуление и лепет 3.Детский лепет, его фонетическое богатство и разнообразие 4.Появление псевдосинтагмы, ее связь с протознаками Практическое задание: 1.Составить схему «Характеристика первичных детских вокализаций». 2. Составить схему «Периодизация детского лепета». Литература:№ 6, 12, 13, 15. 20, 21.
Семинар № 2 «Закономерности овладения звуковой формой слова» (2часа) План: 1. Развитие координации акустических и артикуляционных образов 3.Образование фонологической системы у детей 4.Закономерности освоения артикуляционной стороны речепроизводства. 5.Типология речевых ошибок, характерных для детской речи
Практическое задание: 1.Составить схему последовательности появления в речи ребенка звуков родного языка. 2. Представить в виде схемы последовательность различения звуков на слух. 3. Указать типологию фонетических ошибок, характерных для речи детей дошкольного возраста. Литература:№ 31, 6, 7, 15, 18, 26, 27, 30. Семинар № 3 «Формирование лексического строя в онтогенезе» (2часа) План: 1. Характеристика начального детского лексикона 2. Переход от звукоподражательных и протослов к нормативным словам 3. Процесс овладения знаковой природой слова 4. Особенности толкования слов детьми, возможные способы их семантизации Практическое задание: 1. Представить в виде схемы основные этапы развития детского словаря. 2. Представить в виде схемы последовательность формирования обобщающей функции слова. Литература:№ 6, 7, 15, 22, 26, 30, 31. Семинар № 4 «Овладение грамматическим строем речи» (2часа) План: 1. Практическая грамматика детской речи, ее отличие от грамматики взрослых 2. Основные тенденции в развитии грамматических форм 3. Развитие словообразования 4. Развитие синтаксиса детской речи Практическое задание: 1. Представить в виде схемы иерархию усвоения детьми морфологических категорий языка. 2. Составить схему словообразовательных инноваций в детской речи. 3. Подготовить конспект Шахновича А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза). – М., 1990. Литература:№ 29, 27, 28, 30, 20. Семинар № 5 «Становление связной речи» (2часа) План: 1. Эгоцентрическая речь. 2. Автономная детская речь в теории Л.С. Выготского 3. Ситуативный этап развития речи. 4. Усвоение техники построения диалога. 5 Монологическая речь дошкольника. Практическое задание: 1.Составить схему «Основные этапы становления связной речи ». 2. Составить схему «Параметры оценки монологической и диалогической форм речи». 3. Составить реферат на тему «Особенности психологического строения внутренней речи». Литература:№ 6, 7, 30, 22.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1950)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |