Принципы формирования организационной структуры управления
Принципы формирования организационной структуры управления. Основные принципы формирования организационных единиц. Принципы построения организационной структуры. Факторы, определяющие организационную структуру. Централизованное и децентрализованное построение организации. 2.Методы проектирования организационных структур управления: аналогий, экспертно-аналитический, структуризации целей, организационного моделирования. Типы организационных моделей и их характеристика.
Принципы формирования организационной структуры управления. Основные принципы формирования организационных единиц. Принципы построения организационной структуры. Факторы, определяющие организационную структуру. Централизованное и децентрализованное построение организации. Организационную структуру можно определить как совокупность устойчивых связей и отношений между субъектами, предметами их деятельности, необходимых для осуществления внешних и внутренних функций организации. Такая многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких-либо однозначных методов — формальных, либо неформальных. Поэтому необходимо сочетание научных методов и принципов формирования структур (системного подхода) с большой экспертно-аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта. В основу всей методологии проектирования структур должны быть положены сначала цели, а затем — механизм их достижения. Системность самого подхода к формированию структуры проявляется в следующем: 1. Не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется неполной. 2. Выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления — от генерального директора предприятия до мастера участка. 3. Исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления. 4. Обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления. Исследование влияния внешней среды на проектирование организации включает следующие этапы: Первый этап — выявление и описание элементов внешней среды (вход, выход, технологии, знания). Второй этап — выявление основных взаимосвязей между элементами внешней среды, включая элементы прямого воздействия. Третий этап — определение степени разнообразия элементов внешней среды (изменения, определённость, обратная связь). Четвертый этап — проектирование каждого элемента организационной структуры с учётом внешней среды, в которой данный элемент будет функционировать. Пятый этап — формирование механизма управления с учётом специфики элементов организационной структуры и её внешней среды. Построение организационных структур предполагает следующие действия: 1. Выделение микро-, мезо-, макроуровней структуры: – микроуровень– это группы участников организации, самые ее мелкие структурные подразделения; –мезоуровень– относительно автономные организационные образования, например, подразделения, филиалы и т. п.; – макроуровень– это мультиорганизации внутри организации как целого, например, министерство, комитет и т. д. Эти уровни определяют, «что считать организацией». В отдельных случаях это может быть даже один человек (нулевая ступень организации), в других – даже самостоятельные группы в организациях сами организациями не являются, а рассматриваются как ее блоки. 2. Уточняется полный элементный состав организации, выделяются в ней активные и поддерживающие элементы. 3. Проверяется обеспеченность устойчивых связей между элементами с определенной временной и пространственной конфигурацией. 4. Определяется спецификация связей и отношений, входящих в структуру, чтобы затем понять или задать их вид. 5. Описываются все слои организационной структуры (структурный портрет организации). 6. Формулируются показатели процедур, стандартов (эталонов), эффективности частей и всей организационной структуры. Принципы формирования организационной структуры управления 1. Важный принцип формирования организационной структуры управления — первичность функций управления и вторичность самой структуры. Важна производственная структура (бизнес-процессы) организации, определяющая иерархию, а также разделение труда в линейном и функциональном аппаратах управления. 2.Принцип единства распорядительства предполагает концентрацию ресурсов для достижения главных целей и исключения подчинения работников нескольким руководителям. 3.Принцип централизации принятия стратегических решений при одновременной передаче на максимально низкий уровень полномочий и ответственности по принятию и реализации тактических решений. 4.Принцип разделения организации на производственно-хозяйственные блоки, ориентированные на достижение относительно самостоятельных конечных результатов посредством независимого распорядительства выделенными ресурсами. 5.Принцип возрастания объема координационной работы по мере специализации управленческих подразделений на функциях и видах работ, а производственных звеньев — на продуктах и видах услуг. 6.Принцип обеспечения контроля (управляемости) для линейных руководителей и связанного с ним удлинения иерархической лестницы по мере увеличения размеров организации. 7.Принцип соответствия задач, прав, обязанностей и ответственности для каждого звена и работника. 8. Принцип гибкости (адаптивности): структура должна иметь способность своевременно реагировать на изменение внутренней и внешней среды. 9.Принцип экономичности: структура должна иметь столько уровней управления и функциональных подразделений, сколько может обеспечить эффективное функционирование организации. Выделяют также принципы формирования организационных единиц: 1. Группирование по знаниям и навыкам, а также по уровням знаний и навыков (например, хирурги относятся к одному отделению, психиатры — к другому, кроме того, выделяются медсестры внутри подразделения). 2.Группирование по рабочим процессам и функциям (технологический процесс становится определяющим фактором): например, классическая структура машиностроительного предприятия включает литейный, механический, сборочный, вспомогательный и обслуживающий цеха и т.д. 3. Группирование по времени: различные организационные единицы могут работать в разное время. 4.Группирование по выпуску (по производимым продуктам или предоставляемым услугам). Например, в ресторане бар организационно и пространственно отделен от обеденного зала. 5. Группирование по клиентам (обслуживание юридических и физических лиц). 6.Группирование по месту осуществления деятельности. Например, коммерческие банки открывают представительства кредитного отдела в магазинах бытовой техники и др. Очевидно существование зон неопределенности, когда требуется детальное рассмотрение содержания каждого процесса.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4038)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |