Методы стимулирования
Метод поощрения позволяет выразить положительную оценку действий воспитанников. Его использование закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Виды поощрения: одобрение, ободрение, благодарность и т.д. Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального порицания, осуждения. Соревнование – это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества.
ВОПРОС 32. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ. КРИТЕРИИ ВЫБОРА МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ Выбор методов воспитания Выбор метода воспитания – это поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным является наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели. При выборе методов воспитания должны быть учтены: - цели и задачи воспитания; - содержание воспитания; - возрастные особенности воспитанников; - уровень сформированности коллектива; - индивидуальные и личностные особенности воспитанников; - условия воспитания; - средства воспитания; - уровень педагогической квалификации воспитателя; - время воспитания; - ожидаемые последствия.
ВОПРОС 33. ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ, ИХ МНОГООБРАЗИЕ. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Формы воспитания Воспитательный процесс реализуется в разнообразных формах воспитания. Форма – это внешнее выражение воспитательного процесса, конкретный вариант его организации. Она указывает на количество детей, охваченных воспитательной работой, на место проведения воспитательного взаимодействия, на характер взаимоотношений участников процесса воспитания. К формам воспитания можно отнести конкурс эрудитов, игру-путешествие «В мире профессий», беседу о современной музыке, литературный вечер, спортивный турнир, туристический поход. Любая форма сочетает воспитательные задачи, содержание воспитательной деятельности, методы и приемы взаимодействия, средства достижения поставленных задач и предполагаемых результатов. В педагогической теории описано, а в практике воспитательной работы применяются разнообразные формы воспитания. Среди них есть массовые(вечер, праздник, спортландия), групповые (конкурс, посещение музея, театра), индивидуальные (подготовка к выставке детских рисунков). Есть формы воспитания, в которых преобладает определенный вид деятельности. Например, шефский концерт в детском саду – художественно-творческая деятельность, интеллектуальный аукцион – познавательная деятельность, дискуссия – ценностно-ориентировочная деятельность. Формы организации воспитательного процесса складываются в зависимости от направления воспитательной работы (формы эстетического, трудового, экологического воспитания).
Содержание воспитания Основной компонент содержания воспитания – это отношение человека к себе, другим людям, культуре, обществу, природе как к лично важным ценностям. Отношения формируются в единстве опыта жизнедеятельности, системы знаний, переживаний, усилий воли и проявляются в поведении. Например, отношения к природе формируют переживания о красоте и гармонии в природе; знания о многообразии природы и ее эволюции; опыт заботы, защиты, сбережения природного окружения. Противоречие между идеальным и реальным уровнем отношений воспитанников ставит перед воспитателем конкретную задачу, например, расширение знаний экологического характера и формирование умений природоохранительной деятельности. Гуманистическое понимание развития человека определяет новые подходы к содержанию воспитания. Основное содержание воспитания определяется: – потребностями и интересами растущего человека; – общечеловеческими ценностями; – базовыми компонентами культуры личности. Содержание воспитания предполагает освоение, усвоение и присвоение окружающего мирачеловеком, входящим в этот мир на уровне современной культуры, т.е. формирование базовых компонентов культуры личности: нравственно-этической, национальной, гражданской, психологической, гендерной, эстетической, экологической, культуры труда; семейных отношений; здорового образа жизни. Постигая культуру общества, воспитанник формирует собственную культуру как совокупность знаний, жизненных ценностей, принципов, норм и правил поведения. Например, содержание воспитательной работы по формированию гражданской культуры школьников включает: - усвоение знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности их реализации в повседневной жизни; - формирование законопослушания; - развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; - воспитание чувства ответственности за судьбу отечества, чувства гордости за ее достижения; - стимулирование социальной активности, потребности и готовности своими делами помогать стране стать сильнее и богаче. В процессе воспитания ребенок усваивает и присваивает социальный опыт, культуру общества (нравственную, эстетическую, трудовую, психологическую, экологическую и т.д.) и результатом этого процесса является система ценностных отношений к окружающему миру во всех его проявлениях (знания, ценности, нормы поведения, личностные качества). ВОПРОС 34.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (672)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |