Причины или факторы возникновения и развития конфликтов
Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного разрешения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них сколько-нибудь эффективное регулирующее воздействие. На основе только описательных моделей конфликтов нецелесообразно решительно вмешиваться в его естественное развитие. Такое вмешательство оправдано тогда, когда мы не только знаем, что происходит во время конфликта, но и можем ответить на вопрос, почему события развиваются именно так, а не иначе. Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием следующих групп факторов или причин: - объективных, в том числе и организационно-управленческих; - субъективных: социально-психологических и личностных. Исходя из них можно определить характер конфликта как объективно-субъективного явления. К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению интересов, мнений, установок и т. п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации. Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора способа ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, носят сугубо личностный характер. При кратком рассмотрении характера взаимосвязей между объективными и субъективными причинами конфликтов можно отметить следующее: 1. Жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, неправомерно. Любая объективная причина играет свою роль в возникновении конкретной конфликтной ситуации, в том числе по причине действия субъективных факторов. 2. Пожалуй, нет ни одного конфликта, который в той или иной степени не был бы обусловлен помимо субъективных и объективными причинами. В тоже время трудно найти предконфликтную ситуацию, возникшую в силу объективных обстоятельств, которую нельзя было бы разрешить неконфликтным способом. Классификация причин конфликтов предполагает учет следующего обстоятельства. Интерес к конфликту традиционно проявляет один из участников данного явления. Будучи сам структурным компонентом, не всегда может четко разграничивать поток исторической реальности и на его фоне объективный факт возможности. Иными словами, «причины», «факторы», «условия», «обстоятельства» в ситуации конфликта не всегда конкретно различимы. В группе объективных причин конфликтов нами были выделены организационно-управленческие причины. Эти причины связаны с созданием и функционированием организаций и групп. Можно выделить следующие группы причин: § структурно-организационные; § функционально-организационные; § личностно-функциональные; § ситуативно-управленческие. Структурно-организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура всегда создается под задачи, хотя достигнуть идеального варианта практически невозможно. Несоответствие структуры организации решаемым задачам возникает по двум причинам: § допускаются ошибки при проектировании структуры организации. Трудно точно прогнозировать все задачи, которые будет решать создаваемая организация. Трудно создать структуру, которая до деталей отражала бы требования будущей деятельности. § Задачи и деятельность организации непрерывно изменяются. Поскольку структура организации не может изменяться каждую неделю, возникает ее несоответствие деятельности. Если руководству организации не удается приспосабливать ее к изменившемся требованиям, появляется вероятность конфликта. Ряд причин порождает функционально-организационные конфликты: § неоптимальность функциональных связей организации с внешней средой; § между структурными элементами организации; § между отдельными работниками. Причины личностно-функциональных конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности. Ситуативно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между авторами решения и его исполнителями. Невыполнение работниками задач, поставленных руководством, также чревато опасностью конфликта по этому поводу. В результате исследования производственных конфликтов установлено, что по вине руководителей, из-за их ошибочных, конфликтогененных решений возникает 52% конфликтных ситуаций, по причине несовместимости – 33%, из-за неправильного подбора кадров – 15% (В. Рубахин, А. Филиппов). В целом организационно-управленческие факторы могут выступать причиной 67% конфликтов в трудовых коллективах. Социально-психологические причины конфликтов обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы. Вот несколько типичных причин, носящих социально-психологический характер: § возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. § несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. Теоретической основой анализа данной причины межличностных конфликтов в значительной степени явилась теория американского психолога Э. Берна. § Непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходов к проблеме с различных сторон. § Выбор людьми различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит сравнение. Сравнение возможно: - с идеальным положением дел; - требованиями к данной деятельности нормативных документов; - степенью достижения цели деятельности; - результатами, достигнутыми другими людьми, выполнявшими аналогичную работу; - положением дел на момент начала деятельности. Анализ конфликтов показал, что, оценивая других людей, человек за основу оценки чаще берет то, что им не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормой, целью деятельности и другими людьми, выполнявшими аналогичную работу отлично. Сам же работник обычно оценивает свои результаты по сделанному, т. е. сравнивая их с началом деятельности и другими людьми, выполнявшими аналогичную работу похуже. Существует еще ряд социально-психологических причин межличностных и межгрупповых конфликтов. К ним относятся: § внутригрупповой фаворитизм, т. е. предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп; § конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами; § ограниченные способности человека к децентрации, т. е. изменению собственной позиции в результате сопоставления её с позициями других людей; § нередко свойственное человеку осознанное или неосознанное желание получать от окружающих больше, чем отдавать им; § стремление к власти; § источником конфликта может также быть психологическая несовместимость людей.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (919)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |