Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
Создание и функционирование любой коммерческой организации упрощенно представляет собой процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Текущая деятельность сопряжена с риском, в частности производственным и финансовым, который следует принимать во внимание в зависимости от того, с какой позиции характеризуется компания. Эта характеристика может быть выполнена либо с точки зрения активов, которыми владеет и распоряжается компания, либо с точки зрения источников средств. В первом случае возникает понятие производственного риска, во втором – финансового риска. Производственный (бизнес) риск – это риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т.е. структурой активов, в которые компания решила вложить свой капитал. Производственный риск определяется многими факторами: региональными особенностями, конъюнктурой рынка, национальными традициями, инфраструктурой и т.п. Риск, обусловленный структурой источников, называется финансовым. В этом случае речь идет о том, из каких источников получены средства и каково соотношение этих источников. Понятие финансового риска важно не только и не столько для констатации сложившегося положения, сколько с точки зрения возможности и условий привлечения дополнительного капитала. Количественная оценка риска деятельности компании и факторов, его обусловивших, осуществляется на основе анализа вариабельности прибыли. В терминах финансов взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат активов или фондов, понесенных для получения данной прибыли, характеризуется показателем левериджа (рычага), который трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей. Существуют три вида левериджа, определяемые путем перекомпоновки и детализации статей отчета о прибылях и убытках (рис.7.1.).
Доход от реализации (за минусом НДС и акцизов)
Производственный -Затраты на производство леверидж реализованной продукции
+ Сальдо доходов и расходов от прочих операций
=Валовой доход (доход до Производственно- выплаты процентов и налогов) финансовый леверидж -Проценты по долгосрочным ссудам и займам
Финансовый леверидж =Налогооблагаемая прибыль
-Налог на прибыль и прочие обязательные платежи из прибыли
=Чистая прибыль
Рис. 7.1. Взаимосвязь доходов и левериджа
Логика такой перегруппировки заключается в следующем. Чистая прибыль представляет собой разницу между выручкой и расходами двух типов – производственного и финансового характера, т.е. на величину чистой прибыли оказывают влияние: а) то, насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы; б) структура источников средств. Первый момент находит отражение в объеме и структуре основных и оборотных средств и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные затраты, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Так, инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере теоретически, уменьшением переменных затрат. Поиск оптимального сочетания постоянных и переменных затрат, их взаимосвязь и характеризуется категорией производственного левериджа. Таким образом, производственный леверидж – это потенциальная возможность влиять на валовой доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска. Второй момент находит отражение в соотношении собственных и заемных средств как источников долгосрочного финансирования, их целесообразности и эффективности использования. Использование заемных средств связано для предприятия с определенными, порой значительными издержками, что требует поиск оптимального сочетания между собственными и заемными долгосрочными финансовыми ресурсами. Эта взаимосвязь между различными источниками финансирования характеризуется категорией финансового левериджа. Уровень финансового левериджа можно измерить и таким показателем, как отношение темпа изменения чистой прибыли к темпу изменения прибыли до вычета процентов и налогов. Таким образом, финансовый леверидж – это потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов. Исходным в данной схеме (рис.7.1.) является производственный леверидж, представляющий собой взаимосвязь между совокупной выручкой предприятия, его валовым доходом и затратами производственного характера. К последним относятся совокупные затраты предприятия, уменьшенные на величину расходов по обслуживанию внешних долгов. Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между чистой прибылью и величиной доходов до выплаты процентов и налогов. Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей: выручка, затраты производственного и финансового характера и чистая прибыль. Компания, имеющая значительную долю заемного капитала, называется компанией с высоким уровнем финансового левериджа или финансово-зависимой компанией; компания, финансирующая свою деятельность только за счет собственных средств, называется финансово-независимой.
Метод «мертвой точки» Необходимость контроля за уровнями производственного и финансового левериджа привела к широкому распространению в аналитической работе метода «мертвой точки», или критического объема продаж. Данный метод применительно к оценке и прогнозированию левериджа заключается в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность. В зависимости от того, производственный или финансовый леверидж оценивается, термин «безубыточная деятельность» имеет разную интерпретацию. В первом случае под безубыточной понимается деятельность, обеспечивающая валовой доход. При анализе финансового левериджа оценивается трансформация валового дохода в прибыль. Модель зависимости рассматриваемых показателей может быть построена графически или аналитически. Графическое построение модели изображено на рис. 7.2.
Себестоимость и доход Область дохода Выручка от реализации «Мертвая точка» Полные издержки
Переменные расходы Область потерь Постоянные расходы
Реализация (в ед.)
Рис. 7.2. График расчета «мертвой точки»
Приведенное графическое представление взаимосвязи выручки и расходов от объема выпуска продукции основано на предположении об их прямо пропорциональной зависимости, хотя на практике эта зависимость носит нелинейный характер. Данная зависимость показывает, что область дохода не является неограниченной – при достижении некоторого объема производства дальнейшее его расширение становится экономически неэффективным. Аналитическое представление рассматриваемой модели основывается на следующей базовой формуле:
S = VC + FC + GI, (7.1.)
где S – реализация в стоимостном выражении; VC – переменные производственные расходы; FC – условно-постоянные производственные расходы; GI – валовой доход.
Поскольку в основу анализа заложен принцип прямо пропорциональной зависимости показателей, то:
VC = k · S, (7.2.)
где k – коэффициент пропорциональности.
Используя формулу (7.2.), а также условие, что критическим считается объем реализации, при котором валовой доход равен нулю, имеем:
S = k · S + FC. (7.3.)
Показатель S в этой формуле характеризует критический объем реализации в стоимостном выражении, поэтому, обозначив его за Sm имеем:
(7.4.)
Отсюда: (7.5.)
где Qc – критический объем продаж в натуральных единицах; p – цена единицы продукции; v – переменные производственные расходы на единицу продукции.
Знаменатель дроби в формуле (7.5.) называется удельным маржинальным доходом (c = p - v). Таким образом, экономический смысл критической точки предельно прост: он характеризует количество единиц продукции, суммарный маржинальный доход которых равен сумме условно-постоянных расходов. Формула (7.5.) может быть легко трансформирована в формулу определения объема реализации в натуральных единицах (Qi), обеспечивающего заданный валовой доход (GI):
(7.6.)
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (719)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |