Тема 14. Охрана земель
При изучении темы студентам, наряду с учебным руководств и литературой, указанной в разделе III настоящего Сборника, необходимо тщательным образом изучить основные нормативные правовые акты, перечисленные в разделе II настоящего Сборника. Студент должен усвоить, что охрана земель на законодательной уровне означает установление прав и обязанностей по отношению к земле органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов путем запретов и дозволений, поощрений и наказаний. Если охрану земель рассматривать как правовой институт, то необходимо признать, что он относится в первую очередь к природоохранному законодательству. К земельному же законодательству этот правовой институт относится только той частью землеохранительных юридических мер, которые касаются прав и обязанностей земельных правоотношений. Необходимость охраны земель закреплена в конституционном порядке (ст. 9, 36 Конституции РФ), а затем развита и конкретизирована в ЗК РФ. Именно с этих позиций студенты должны изучать по данной теме землю как важнейшую составную часть природы, т.е. как природный ресурс. Ее свойства как природного ресурса делают возможным использование земли в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и в качестве основы хозяйственной и иной деятельности. В процессе такого использования земля становится экономическим ресурсом. Сохранение экономического потенциала земли непосредственно зависит от сохранения ее природных свойств. С целью правового регулирования отношений, связанных с охраной земель как природного и экономического ресурса государства, в ЗК РФ и вводится глава 11 «Охрана земель». Изучая ее, студенты должны усвоить цели и содержание охраны земель. Субъекты индивидуального сельскохозяйственного землепользования (садоводы, огородники, владельцы приусадебных хозяйств) в условиях земельной реформы используют земельные участки преимущественно на титуле частной собственности. Тема 15. Управление в области использования и охраны земель
При изучении данной темы студентам, наряду с учебным руководством и литературой, указанной в разделе II настоящего Сборника, необходимо тщательным образом изучить основные нормативные правовые акты, перечисленные в разделе I настоящего Сборника. Особое внимание должно быть уделено статьям 2, 9-11, 67-73 Земельного кодекса Российской Федерации, а также специальным федеральным законам «О государственном кадастре недвижимости», «О землеустройстве» и др. Студенты должны изучить полномочия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Для этого важно ознакомиться с такими Федеральными законами как: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ; «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ; «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 186-ФЗ» и др. В системе органов, участвующих в управлении в области использования и охраны земель, особое внимание обращается на специальные функции федеральных органов исполнительной власти и их территориальные органы. Для этого необходимо изучить Указы Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и др., которыми образованы Министерство экономического развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и другие. Кроме того, их деятельность регулируется целым перечнем постановлений Правительства РФ, постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» и др. (см. раздел I Сборника методических материалов). Нельзя обойтись без анализа норм, которые касаются инструментов управления земельными ресурсами: мониторинг земель, землеустройство, государственный земельный надзор. Изучая специальные функции государственного управления земельными ресурсами, студенты должны усвоить: понятие каждой специальной функции, ее цели и задачи, а также порядок их осуществления.
Тема 16. Юридическая ответственность за земельные правонарушения Студентам известно, что, исходя из общепризнанных в теории государства и права положений, юридическая ответственность как вид социальной ответственности наступает за совершенное правонарушение и выражается в виде применения государственного принуждения, принудительных мер (санкций). Студентам необходимо знать, что юридическая ответственность как самостоятельный институт земельного права является комплексным всеобъемлющим правовым институтом, поскольку совершенное правонарушение затрагивает урегулированные законодательством земельные общественные отношения, а меры государственного принуждения (санкции) содержатся (предписаны) в уголовном, административном, трудовом, гражданском и земельном законодательстве. Необходимо дать понятие, виды земельных правонарушений, не забыв при этом перечислить, против чего направлено виновное противоправное деяние (действие или бездействие). Известно, что виды юридической ответственности определяются характером, степенью общественной опасности и содержанием земельного нарушения, наличием или отсутствием вредных последствий, объемами и размерами причиненного ущерба, убытков, упущенной выгоды, а также правосубъектностью виновного лица, совершившего правонарушение. Наиболее оптимальным является сравнительно-правовой анализ различных видов юридической ответственности. Например, особенность материальной ответственности по трудовому законодательству выражается прежде всего в том, что взысканию при этом подлежит только прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) с работника не взыскиваются. При гражданско-правовой (имущественной) ответственности за ущерб, причиненный земельными правонарушениями, действует принцип полного возмещения вреда, причиненного личности или имуществу граждан, а также вреда, причиненного имуществу юридических лиц. Особое внимание следует уделить дискуссионной земельноправовой (специальной) ответственности в виде такой санкции, как принудительное прекращение права пользования земельным участком в качестве самостоятельного вида ответственности. Для этого необходимо проанализировать ст. 45-46 и ст. 54 ЗК, закрепляющие сложный состав структуры охранительной нормы, предусматривающий эту ответственность и механизм ее применения. При раскрытии диспозиции земельно-правовой (специальной) санкции в соответствии со ст. 45 ЗК важно проанализировать виды противоправных деяний (действий или бездействия).
Тема 17. Защита земельных прав и законных интересов субъектов земельных отношений и разрешение земельных споров.
В статье 2 Конституции РФ содержится положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Поэтому важно при ответе на данный вопрос привести также земельно-правовые нормы, содержащие обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина. По мере отказа от монопольного права государства на землю и появления разнообразных форм и видов собственности на землю необходимо показать изменения в понятии земельной правосубъектности. Конституцией РФ гарантируется защита нарушенных прав и законных интересов. Такая защита осуществляется судебными и административными органами. При рассмотрении данного вопроса важно перечислить основные законодательные акты по осуществлению правосудия, например: Федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»; от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации»; Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ; Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ; Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»; федеральные законы от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»; от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» и др. Руководствуясь нормами АПК и ГПК следует определить подведомственность дел арбитражному суду и суду общей юрисдикции. Нельзя забывать, что наряду с судебной защитой законодатель предусматривает возможность защиты своих прав и законных интересов в административном порядке. Следует иметь в виду, что Земельный кодекс РФ устанавливает: признание права на земельный участок; восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения; признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления; возмещение убытков (ст. 59-62 ЗК). Вместе с тем, защита прав и законных интересов участников земельных правоотношений не ограничивается только указанными положениями. Как показывает судебная практика земельные споры многосложны, и их разрешение осуществляется на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. В качестве примера можно привести постановление Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской» и др. Конституция Российской Федерации, обладающая высшей юридической силой и прямым действием (статья 15, часть 1), закрепляет основные начала, которыми государство должно руководствоваться в сфере признания и охраны, в том числе имущественных прав граждан.
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (638)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |