Культура и цивилизация. Научный статус, предмет и задачи Культурологии
Научный статус, предмет и задачи Культурологии Культурология сегодня находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов исследования. Трудности становления культурологии вызваны сложностью, многоплановостью самого понятия культуры. О предмете и месте культур в системе научного знания единого мнения пока не сложилось. Существуют два подхода: · Изоляционистский. В основе его лежит убеждение, что культурология обладает своим особым предметом и методом исследования. · Интегративистский. Рассматривает культурологию как систему знаний, т. е. как синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре. Ограниченность изоляционистской точки зрения в том, что культурологию часто подменяют историей искусства мировой художественной литературы. Более перспективным является представление о культурологи, как о синтетической области знаний, которая возникает на стыке различных социокультурных наук: история культуры, психологии и т. д. Эти науки питают культурологию своими методами, теоретическими достижениями, дают материал для описания и объяснения конкретных явлений культуры. Культурология является метатеорией по отношению к совокупности дисциплин, которые изучают различные аспекты развития культуры. Задача культурологи– выявление основных принципов анализа культурологического материала, его классификация, типологизация и на этой основе – усвоение духа культуры (менталитета). Необходимо различать культурологию как теоретическую дисциплину, так и учебную. Как теоретическая дисциплина называет своим предметом культуры, исследует её происхождение, функционирование и развитие в целом. Объектом выступают живые люди, творцы и носители культуры, культурные явления, процессы и учреждения. Культурология как учебная дисциплина нацелена на изучение и понятие теории культуры, на ознакомление с основными направлениями и концепциями, школами культурологи, на знание основных этапов закономерностей развития основных мировой и отечественной культуры.
Историческое развитие представления о культуре Понятие «культуры» вошло в научный обиход Европейской социальной мысли лишь в Новое Время (XVII – XVIII вв.), а представление о культуре возникло значительно раньше. У греков существовало понятие «Пайдея», которое включало в себя воспитанность и образованность. При помощи этого понятия они обозначали особое качество эллина (греки – житель Эллады), отличающие его от варвара. В восточных культурах так же создаются аналогичные понятия: Китай – конфуцианская «Жень» (гуманность, человечность), а в Индии – «Дхарма» (мораль). В первые понятие «культура» появилась у римлян. Римский писатель Марк Порций Катон употреблял его по отношению к возделыванию земли. В переводе с латыни CULTURA– возделывание, обработка. Земледелец вносит в мир природы человеческое начало, выращивая растения, он окультуривает их. В I в. до н. э. римский писатель и оратор Марк Туллий Цицерон говорил о том, что объектом возделывания может быть и сам человек. Он употребляет понятие «cultura anima» - культура души. В Средние века слово «культура» отражала городской уклад жизни в противовес дикому, варварскому, деревенскому укладу. Постепенно слово «культура» стало основной характеристикой личного совершенствования человека. В эпоху Возрождения понятие «культура», ассоциируется с понятием «гуманизм» (человечность). Е тыс. до н. э. –V в. – ДРЕВНЯЯ АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА. V-XVI вв. – СРЕДНИЕ ВЕКА.(XVI в. – Италия, Венеция, Флоренция – начало возрождения культуры). XVII – XVIII вв. – ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Во второй половине XVIII в. понятие «культура» стало отождествляться с такими сферами человеческого бытия, как наука, искусство, мораль, религия, т. е. основными формами духовного и социального развития общества и человека. И лишь во второй половине XIX в. культуру начинают рассматривать как органическое единство материального и духовного производства человеческого общества. «Культура – это созданная человеком вторая природа» - Гегель. «Natura» - природа. В России термин «культура» появился лишь во второй половине XIX в., это зафиксировано в «Карманном словаре» Никиты Кириллова. До этого времени использовался другой термин «Цивилизация» (гражданственность, civitas). Наиболее широкое распространение «культура» получила в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых в XX в. Зарубежные ученые: английский этнолог и историк Э. Тайлор «Первобытная культура»; американский культуролог Л. Уайт; английский этнолог Д. Фрезер «Золотая ветвь»; франко-немецкий гуманист А. Швейцер; нидерландский культуролог Йохан Хейзинго. Русские ученые начала XX в.: Н. Бердяев, И. Ильин, В. Розанов,отец П. Флоренский, рус. – ам. к. П. Сорокин.Вторая половина XX в.: А. Лосев, М. Бахтин, В. Мижуев, Д. Лихачев, А. Арнольдови другие.
Культура и цивилизация В тесной связи с понятием «культура» в XVIII в. появляется понятие «цивилизация», которые многими учеными воспринимались как синонимы. В конце XIX в. начала XX в. понятия «культуры» и «цивилизации» стали разделять. Если понятие «культуры» характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения, то понятие «цивилизация» характеризует социальное бытие самой культуры. Цивилизация – включает в себя преобразованную человеком, окультуренную историческую природу (в девственной природе существование цивилизации невозможно) и средство этого преобразования человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания. Цивилизация – это преобразованный человеком мир, а культура – это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития. Рассматривая вопрос о соотношении понятий «культуры» и «цивилизация» необходимо обратить внимание на то, что в Культурологии не сложилось единого понимания данной проблемы. Разброс точек зрения колеблется от противопоставлений этих понятий, до их отождествления. В целом, представление о соотношении «культуры» и «цивилизации» сводится к следующим позициям: · «Цивилизация» и «культура» отождествляются, рассматриваются как родственные понятия (Н. Данилевский, А. Тойнби, З. Фрэйд). · «Цивилизация» рассматривается как определенная ступень или уровень в истории человечества (Л. Морган и классики марксизма). · «Цивилизация» рассматривается как техническая и технологическая сторона социального образования, с ней ассоциируются материальные достижения. «Культура» связывается с гуманитарными ценностями, с духовным миром человека. При этом «культура» и «цивилизация» не противопоставляются, они дополняют друг друга (Г. Спенсер, М. Вебер, В. Библер). · «Цивилизация» и «культура» рассматриваются как понятия антиподы. «Цивилизацию» представляют как некий завершающий этап той или иной культуры, когда «культура» исчерпывает свою творческую силу, сосредотачивается на материальном благополучии и потреблении в ущерб жизни духа (О. Шпенглер).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1325)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |