Структура Культурологии
Культурология как наука в системе гуманитарного знания. Культурология – гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры. Оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Вико, И.Гердера, Гегеля. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Рац. объяснение есть мысленная реконструкция культ.-истор. процесса, исходя из всеобщей сущности, зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использования идей и методов философии, которая выступает методологической основой культурологии. В то же время, как и любая гуманитарная наука, культурология не может ограничиваться объяснением. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании. (Первичное понимание предшествует объяснению). ЗАДАЧА КУЛЬТУРОЛОГИИ – осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Культурологию нельзя сводить только к системе знаний. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы согласованны и одинаково важны для постижения культуры. Культурология изучает не только культуру, а целом, но и различные сферы культурной жизни, взаимодействуя с антропологией, психологией, социологией и т.д., в то же время, сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи. Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой. Культур-ия и философия. Философия по отношению к культур-ии играет методологическую роль, объясняет сущность и структуру культуры. Культ-ия и история. Использование метода и принципа историзма. История помогает выделить особенности культуры. Культ-ия и социология. Изучение социума. Культ-ия и антропология. Этапы становления личности, всё о личности. В ней есть чисто теоретические разделы, а есть работы, по своему жанру напоминающие худож. произв-я. Вообще культурология может изучать любой предмет, любое явление, при условии, что она обнаруживает в нем смысловое содержание, реализацию творческого человеческого духа.
Структура Культурологии. История мировой и отечественной культуры. Изучает развитие культура человечества от образования вида «человек разумный» до наших дней. Развитие культур с учетом эпохи времени. Местоположение. История культурологических учений. Изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях. Теория культуры. Изучает понятие, сущность, структуру культуры, определяет местоположение в обществе, вычисляет соотношение культуры и природы, культуры и цивилизации, изучает символические формы культуры. Социология культуры. Изучает процесс функционирования в обществе, тенденции социокультурного развития, которое проявляется в сознании, поведении, образе жизни различных социальных групп. Антропология культуры. Изучает взаимоотношения человека и культуры, процессы становления духовного мира личности, формирование и реализации способностей человека. Прикладная культурология. Изучает организацию, технологию культурной жизни общества, деятельность учебных учреждений культурологии и других уч. заведений. Культурология делится на: Фундаментальная: социология, психология, семантика, история культурологии. Прикладная.
3. Методы культурологии:
4. Структура культуры. Культура - это сложная, многоуровневая система. Это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов. 1. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Три культуры социальных общностей классовая - дворянская, городская, сельская, профессиональная, молодежная; семьи; отдельного человека. Кроме этого культура делится на определенные виды и рода. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. V. Субстанциональные и функциональные элементы - опредмечиваются в ее ценностях и нормах, характеризуют сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты. Субстанциональные блок составляет "тело" культуры, ее субстанциональную основу. Он включает ценности культуры, нормы права, религии и морали, нормы повседневного поведения и общения людей (нормы этикета).
Понятие культуры. Понятие «культура» многозначно. Причина такого многообразия трактовок в том, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Кроме того, культуру изучают не только культурологи, но и философы, социологи, историки, антропологи и т д. Каждый из них подходит к изучению культуры со своими методами и способами». У всех существующих определений культуры (а их по последним исследованиям, больше 500), есть нечто объединяющее, из которого можно вывести самое общее определение, которое не противоречит ни одному из имеющихся. Например, такое (по Радугину А.А.): Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия.На сегодняшний день, культура, в самом общем смысле этого слова, является семиаспектным понятием. Культура представляет собой: - результат, - процесс, - деятельность, - способ (например, способ жизни человека, отличающей его от животного), - отношения, - норма, - система. В современной культурологии существуют два основных подхода к описанию понятия «культура». Рассмотрим первый уровень – обыденный. По А.И. Кравченко, в повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях. Под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление. Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи и др.). В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный» человек в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). В научном мире понятие, категорию и термин "культура" анализируют более детально и пытаются найти наиболее верное определение.
Функции культуры. - Основная (человекотворческая). Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека. - Информационная. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. - Познавательная функцияПотребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. - Коммуникативная функция Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура рассматривает конкретные правила и способы коммуникации. - Нормативная (или защитная функция)- является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме. (Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу.) - Знаковая.Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция. - Ценностная (Аксиологическая).Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является. - Духовно - нравственная - воспитательные роли культуры. - Потребительская (релаксационная). Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1695)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |