Оценка потребностей в обучении
· Каковы знания медработников в данной области · Какие факторы могут влиять на отношение медработника к данной области a. давление со стороны коллег b. социальные и культурные аспекты c. поведение и отношение вышестоящих медработников · Какова система (материального или иного) поощрения, способная изменить отношение медработника к данной области · Достаточны ли ресурсы, необходимые для того, чтобы содействовать изменению отношения к изучаемому предмету и применению медработниками на практике. При составлении учебной программы необходимо: · определить конечный результат – цель обучения · разработать график и определить место проведения занятий; план занятий входит в Программу по ИК в стационаре и утверждается приказом главного врача больницы · определить наиболее эффективную форму обучения: a. лекция b. практическое занятие (обучение в небольших группах): обучение технике мытья рук, отработка алгоритма выполнения санации верхних дыхательных путей и т.д. c. разбор конкретных ситуаций (пример: разбор случая внутрибольничного сепсиса; разбор вспышки; поведение персонала при заносе ВИЧ-инфекции и т.д.) d. индивидуальные занятия (с преподавателем) · определить возможность и необходимость использования различных учебных пособий: слайды, пленки, фотографии, чашки Петри с отпечатками пальцев рук, фильмы и т.д.ПОМНИТЕ! 1 фотография стоит 1000 слов; работа на медицинском оборудовании стоит 1000 фотографий. Понятно, что один метод обучения (лекции, семинары, обучение на компьютере, видео, и др.) не превосходит другой. Многое зависит от определенных потребностей обучения, уровня подготовленности группы слушателей и других факторов. Однако имеются обобщенные данные о степени усвоения информации при использовании различных методов обучения (в %):
Для повышения эффективности обучения необходимо учитывать характеристики или особенности слушателей. Индивидуумы и группы могут отличаться по способности, грамотности, желанию и стремлению обучаться и начальному уровню знаний. Некоторые из слушателей лучше воспринимают материал визуально; другие лучше работают с письменными материалами. Особое внимание необходимо уделить созданию обстановки, облегчающей процесс изучения и развития позитивных отношений. Старайтесь достичь комфортного уровня, который снизит торможение и будет способствовать творческому мышлению слушателей. Описание обстановки, способствующей максимальной реализации потенциальных возможностей обучающихся и облегчить обучение взрослых слушателей (по данным различных авторов) · Обеспечение необходимого освещения без ослепительного сверкания · Расположение сидячих мест близко к выступающему для того, чтобы лучше слышать и видеть (существует 4 типа расстановки сидячих мест для слушателей, обеспечивающих близкое расположение к инструктору) · Устранение отвлекающих факторов, снижение уровня шума (закрыть окна, двери и т.д.) · Иметь оборудование в рабочем состоянии Для обучающего: · Избегать сцен и подиумов · Использовать соответствующие комнаты · Создавать обстановку доброжелательности · Создавать обстановку, облегчающую изучение · необходимо основываться на опыте и примерах обучающихся, которые придают большое значение своему опыту · Брать больше материала из реального жизненного опыта · Больше давать такие материалы как «Вопросы профилактики гепатита В в отделении гемодиализа», чем «Принципы общей эпидемиологии» · Помогать обучающемуся в определении проблемы и техники ее решения При проведении обучения медицинского персонала: · Используйте соответствующую стратегию обучения, определенную предварительной оценкой потребностей слушателей. · Вызывайте внимание слушателей · Способствуйте оживлению дискуссии (увеличение вопросов «по делу») · Выясняйте трудные (сложные) вопросы · Помогайте слушателю в самооценке · Оценивайте себя, слушателя и программу Важно помнить, что процесс обучения представляет собой: · понимание · накопление информации · интеллектуальное постижение · эмоциональное постижение · приобретение навыков При обучении медицинского персонала следует учитывать такие особенности взрослого слушателя, как: · собственное понимание проблемы · жизненный опыт · готовность к обучению · немедленное применение знаний Усвоение происходит лучше, когда тема значима для слушателей. Самая сильная мотивация – внутренняя. Основные принципы обучения взрослых: · Главное внимание – практическому опыту, а не информации общего характера · Расширение содержания и методов обучения разнородных групп · Опираться на жизненный опыт слушателей. Взрослые слушатели лучше воспринимают материал, имеющий отношение к их личному опыту · Извлечь пользу из «обучающих ситуаций». Обучение – это ответ на текущую ситуацию. Главное внимание – непосредственной проблеме. · Практиковать немедленное применение полученных знаний, которое ведет к наилучшему усвоению. Навыки и опыт, находящиеся в стадии формирования, а также недавно приобретенные или не являющиеся необходимыми, с большой вероятностью исчезнут. Навыки и опыт давно приобретенные, глубоко укорененные в профессиональной культуре, давно не менявшиеся, с большой вероятностью не исчезнут. Поэтому усилия, направленные на изменение навыков посредством обучения, наиболее эффективны тогда, когда между навыками и нежелательными результатами существуют причинно-следственные отношения. При разработке плана обучения необходимо использовать методы обучения, способные повысить его эффективность. Они должны способствовать активному обучению, стимулировать «центральную» обработку полученной информации. Для этого используют вопросы, задачи, дискуссии и т.д. Необходимо помочь слушателю выбрать материал для запоминания, выделить основные моменты и подчеркнуть их важность. Используемые методы обучения должны содействать переходу информации в долгосрочную память. Информация вне долгосрочной памяти - это потерянная информация! Обучение должно быть построено так, чтобы вести слушателя к «успеху». Внутренняя мотивация всегда сильнее внешней. Обязательно следует предусмотреть обучение на рабочем месте, практические занятия, если они возможны. Оценка программ обучения Существует четыре формы оценки: · определение реакции (мнения) слушателей на проведенное обучение; · оценка запоминания слушателями и/или выполнения (тестовый контроль, вопросники, решение ситуационных задач); · оценка изменения поведения в работе; · определение реальных результатов в работе после проведенного обучения. Наиболее полная оценка обучения слушателя включает оценки каждой из четырех форм. Наименее эффективный метод оценки – учитывать только реакции слушателей на проведенное обучение, так как это может быть связано с целым рядом факторов, не имеющих непосредственного отношения к проведенному обучению. Такой подход не может быть использован для определения эффективности обучения.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1724)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |