V.1. СОСТОЯНИЕ УТОМЛЕНИЯ
Проблема утомления издавна привлекала к себе внимание, особенно со стороны психологов труда и спорта. Объясняется это ее особой практической значимостью: утомление является одним из самых важных факторов эффективности трудовой и спортивной деятельности. Во всей полноте проблема утомления должна рассматриваться по крайней мере в трех аспектах: 1) успешности деятельности; 2) физиологических механизмов; 3) механизмов психики. В прикладном аспекте наиболее важным является изменение работоспособности человека в результате развития утомления. Поэтому в большинстве случаев утомление определяют как временное снижение работоспособности под влиянием длительных нагрузок. С физиологической точки зрения развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе его на менее оптимальные способы функционирования. При утомлении поддержание минутного кровотока осуществляется за ■счет увеличения частоты сердечных сокращений, а не ударного объема сердца; сила сокращения отдельных миофибрилл снижается и двигательные реакции выполняются большим, чем в начале работы, числом функциональных мышечных единиц и т. д. Одновременно нарушается устойчивость вегетативных реакций. Это приводит к снижению силы и скорости мышечных сокращений, дискоординации в работе регуляторных механизмов, затруднениям в формировании положительных и тормозных рефлексов. Как следствие замедляется темп работы, нарушается точность, рит-1 мичность и координированность движений. С психологической точки зрения утомление рассматривается как] особое, своеобразно переживаемое психическое состояние. Н. Д. Ле-| битов (1964) выделяет в состоянии утомления следующие ком-] поненты: 1. Чувство слабосилия: утомление субъективно переживается 2. Расстройства внимания: происходит снижение объема вни-: 3. Расстройства сенсорных процессов: выраженное снижение 4. Нарушения двигательных функций: утомление обычно со-' 5. Нарушение памяти: утомление прежде всего приводит к за-3 6. Нарушения мышления: существенно снижается эффектив 7. Трансформация мотивов деятельности: по мере развития
8. Ослабление воли: снижается выдержка, решительность и са 9. Сонливость: при сильном утомлении возникает сонливость Таким образом, с психологической точки зрения утомление может быть охарактеризовано как личностно-когнитивное состояние. В нем не все перечисленные компоненты проявляются одновременно. В развитии утомления Н. Д. Левитов выделяет три стадии. Первая стадия характеризуется относительно слабым чувством усталости, вялости, сонливости и т. п. Человек еще может поддерживать требуемый уровень продуктивности деятельности за счет волевых усилий или повышенного интереса деятельности. Однако длительное волевое сопротивление утомлению может вызвать «взрыв переутомления», который обладает большой разрушительной силой для деятельности. На второй стадии снижение работоспособности проявляется в основном ухудшением правильности, а не скорости работы. Оно уже не может быть полностью компенсировано стимуляцией и волевым усилием. Третья стадия характеризуется острым переживанием утомления, которое легко может перейти в хроническое. Если развитие слабых форм утомления можно рассматривать как естественную реакцию организма, имеющую защитный характер и выполняющую ряд полезных функций, то чрезмерное утомление (как в острой, так и в хронической форме) —явление нежелательное. Работоспособность при чрезмерном утомлении резко падает или принимает «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить работоспособность на требуемом уровне. Продуктивность деятельности падает до такой степени, что человек чувствует себя не способным выполнять работу и переживает острое чувство упадка сил и беспомощности. Скорость развития утомления и степень его выраженности зависит не только от объективных обстоятельств, но и от субъективных причин. Среди субъективных причин Н. Д. Левитов считает наиболее важными возраст, пол, физическое развитие, состояние здоровья, мотивацию и интерес к деятельности, уровень развития волевых качеств. ,
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (820)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |