XI.1.2. Психологическая характеристика спорта как вида деятельности
Спорт чрезвычайно многообразен. Многообразие его выражается в большом числе видов спорта, разнообразии содержательных и процессуальных проявлений спортивной деятельности, определяемых психологическими, биомеханическими, гигиеническими, энергетическими и другими особенностями соревновательных упражнений и условиями спортивного соревнования. Для психологического анализа спортивной деятельности все виды спорта необходимо классифицировать и систематизировать. Ниже приводится психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений, принятая в советской психологии (Т. Т. Джамгаров). В ее основу легли следующие критерии: 1) противоборство противников: непосредственное (при жестком, нежестком, условном физическом контакте) и опосредованное (при отсутствии физического контакта); 2) взаимодействие партнеров при совместно взаимосвязанных^ совместно синергических, совместно последовательных и совмест'' но индивидуальных действиях. Для всех этих случаев характерен контакт психический- одна-' ко в первом случае имеет место конкуренция, а во втором —кооперация. . Эти критерии позволили выделить девять групп видов спорта! (рис. 4). Особенностью данной классификации является то что виды спорта, отнесенные к одной группе, имеют много общего в психологическом отношении при очевидных различиях в энергетических, биомеханических и других характеристиках деятель-, ности. ^ Так, внутренняя психическая структура соревновательной деятельности гимнаста, прыгуна на лыжах с трамплина, и слаломиста включает такие моменты, как максимальная концентрация внимания, психическая настройка непосредственно перед выходом на старт, приемы самоконтроля за ключевыми составляющими техники упражнений, умение противостоять сбивающим воздействиям и др. Эта классификация позволяет сравнить психологические особенности соревновательной деятельности, в различных видах спорта. XI.1.3. Социальные функции спортивной деятельности Спорт как вид деятельности органически включен в систему социальных отношений и обусловлен в своем развитии социально-экономическими факторами. Философия, социология, психология и другие общественные науки отмечают все возрастающую и многогранную роль спорта в обществе. Спортивная деятельность выполняет следующие социальные функции: 1. Спорт как соревновательная деятельность. Спортивная деятельность без соревнования утратила бы свой смысл и свою специфику. Основное в спорте —это достижение максимальных результатов в условиях предельных физических и психических нагрузок. 2. Спорт как средство разностороннего разви '6. Оздоровительно-рекреативная функция спор-] т а. Занятия спортом благотворно воздействуют на здоровье че" ловека. Спорт является одной из самых доступных и популярных! форм активного отдыха, развлечения и организации досуга, источ-| никои положительных эмоций. Спорт является прекрасным сред-) ством борьбы с такими неблагоприятными явлениями, как гипо-] динамия, психическое перенапряжение и др. 4. Спорт как зрелище. Эстетическое свойство 5. Спорт как сфера широких социальных отно-з В процессе спортивной деятельности люди вступают в разнообразные взаимодействия и взаимоотношения: между членам! одной спортивной команды, соревнующимися спортсменами, спортсменами и судьями, спортсменами и тренером, спортсменами и болельщиками и т. д. Эти специфические отношения включены в широкую систему социальных отношений. Активные занятия спортом и обусловленная им совокупност! различных взаимоотношений и взаимодействий способствуют со-, циализации личности, что проявляется в приобщении занимающихся спортом к общественной жизни, в приобретении ими жизненного опыта, в ускорении социальной адаптации, в более быстром усвоении норм и навыков практической деятельности. 6. Экономическое значение спорта. Экономический Экономическое значение имеют финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортсооружений, проведения спортивных лотерей и т. д.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1811)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |