Эксплуатационно-экономические показатели работы
Транспортного флота Провозная способность флота, качество и эффективность его использования на перевозках определяются системой эксплуатационных и экономических показателей. Совокупность показателей, отражающих использование транспортного флота на перевозках, составляет систему эксплуатационных показателей, а показателей, отражающих экономические результаты работы судов, – систему экономических показателей работы транспортного флота. Эксплуатационные и экономические показатели необходимы для планирования, анализа и оценки работы отдельного транспортного судна или определенной группы судов, а также работы отдельных видов флота (грузового самоходного, грузового несамоходного, буксирной тяги и др.). По составу эксплуатационные и экономические показатели подразделяют на количественные (объемные) и качественные. Количественные показатели определяют общий объем выполняемой транспортной продукции и абсолютные размеры произведенных затрат флота, денежные средства и трудовые затраты (контингент работников плавсостава) на выполнение этой продукции. К ним относят: затраты флота в сила(тоннаже)-сутках и сила(тоннаже)-километрах; объем перевозок в тоннах; грузооборот в тонно-километрах; численность работников плавсостава; общие расходы по судну (в целом по флоту). Качественные показатели выявляют качество использования флота по нагрузке, скорости, времени и производительности. К ним относят: производительность труда; себестоимость единицы транспортной продукции; фондоотдачу; рентабельность и др. Качественные показатели – величины относительные. Получают их как отношение двух количественных показателей. Эксплуатационные показатели работы флота делят на четыре группы. Это показатели использования судов по нагрузке, скорости, времени и производительности. Показатели использования судов по нагрузке отражают степень использования грузоподъемности, мощности и пассажировместимости судов. Показатель использования грузового судна по грузоподъемности, т/т тоннажа, ξ гр = (2) показатель использования тягового средства по мощности, т/л.с.,
ξ т = (3) показатель использования пассажирского судна по пассажировместимости, чел./место, ξ пасс = (4) где Qэ, Qc, Y – соответственно масса груза, погруженного в судно или состав, т, и число пассажиров, находящихся на судне; Qр, Nр, Mр – соответственно регистровая грузоподъемность, т; мощность, л.с.; пассажировместимость судна, мест. Количество груза и пассажиров на борту судна в течение рейса может изменяться. В этом случае показатели использования судов по нагрузке определяют с учетом пробега: – для грузового судна, т/ т тоннажа, = (5) – для буксирного судна, т/л.с., = (6) – для пассажирского судна, чел./место, = (7) где А, Пк – общее количество соответственно тонно-километров и пассажи- рокилометров, фактически выполненных за рейс; Тк, Ск, Мк – соответственно количество тоннаже-километров, сила-километ- ров и пассажиро-место-километров, выполненных за рейс. Показатели скорости характеризуют скоростные качества судов и сроки доставки грузов. Различают техническую, путевую и маршрутную скорость движения судов. Технической скоростью называют среднюю скорость, с которой движется судно между любыми пунктами бассейна (учитывается только время чистого хода, без затрат на стоянки в пути). Техническая скорость, км/сут,
u = (8)
где l – расстояние между пунктами, км; t х – время чистого хода между этими пунктами, сут. Путевая скорость – средняя скорость движения судна за время нахождения в пути с учетом затрат времени на шлюзование, подбуксировку и отбуксировку барж, смену тяги и т.п. Путевая скорость, км/сут,
uп = (9)
где t пут – затраты времени на стоянки в пути, сут. Маршрутная скорость – средняя скорость доставки груза судном. При ее расчете учитывают все затраты времени, связанные с доставкой груза, включая затраты времени на выполнение грузовых и технических операций в начальном и конечном пунктах линии. Маршрутная скорость судна, км/сут, uм = (10) где t н, t к – затраты времени на обслуживание судна соответственно в начальном и конечном пунктах линии, сут. Коэффициентами использования времени по элементам рейса называют отношение времени, затраченного на отдельные элементы рейса, к общим (валовым) затратам времени судна за рейс или за оборот (круговой рейс). Основным является коэффициент использования времени на ход с грузом: , (11) где t х.г – затраты времени судна на ход с грузом за расчетный период; t в – общие (валовые) затраты времени за расчетный период. Показатель производительности в валовые сутки определяет количество тонно- и пассажиро-километров, приходящихся на 1 т грузоподъемности, 1 л.с. мощности и 1 пассажирское место судна в валовые сутки, т.е. в сутки эксплуатационного периода. Этот показатель может быть рассчитан как произведение элементных показателей использования судов по нагрузке, скорости и коэффициента использования времени на ход с грузом или как частное от деления объема транспортной продукции на валовые затраты тоннаже-суток, сила-суток и пассажиро-место-суток. Показатель производительности в валовые сутки: – для грузового судна
P (12) или
P = (13)
– для буксирного судна P = ξ u грτ хб (14) или
= (15)
– для пассажирского судна
P = ξ u пасτ хпас (16)
или P = , (17)
где А, Пк – общее количество соответственно тонно-километров и пассажиро-километров, выполненных за рейс; Тсут в, Ссут в, Пм.сут в – соответственно количество валовых т-же∙суток, сила- суток и пассажиро-место-суток за расчетный период. В таблице 1 приведены количественные показатели использования флота и рассчитанные на их основе качественные показатели. Таблица 1 – Показатели использования флота
Эффективность работы транспортного флота характеризуют следующие основные экономические показатели: – производительность труда плавсостава; – себестоимость единицы объема транспортной работы. Производительность труда – это количество транспортной продукции (работы) в тонно-километрах, приходящейся на одного работника плавсостава за сутки эксплуатационного периода. Определяют данный показатель в целом по флоту судоходной компании (пароходства), по видам флота и каждому судну в отдельности:
Pтр.пер = (18) где А – объем транспортной работы, выполненной судном, видом флота или флотом всей судоходной компании (пароходства), т·км; Кконт – контингент плавсостава, занятый на перевозках, чел.; t э – продолжительность эксплуатационного периода, сут. Потребность в контингенте плавсостава определяют умножением числа членов экипажа судна по штатному расписанию на число судов, необходимых для выполнения транспортной работы. При расчете производительности труда в целом по флоту судоходной компании (пароходства), по определенному виду флота учитывают дополнительно контингент береговых работников, непосредственно обслуживающих транспортный флот (служба судового хозяйства, диспетчерский аппарат и др.), а также контингент плавсостава рейдово-маневрового, служебно-разъездного и вспомогательного флота. Себестоимость единицы объема транспортной работы наиболее полно отражает результаты эксплуатационной деятельности и определяет количество денежных средств, расходуемых на выполнение единицы транспортной продукции. Этот показатель определяется по формуле
S пер = Э/А , (19)
где Э – суммарные эксплуатационные расходы по судну, виду флота или всему флоту судоходной компании (пароходства), д. е.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2907)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |