Экономические методы управления
Методы управления – это способы осуществления функций управления, обеспечивающих достижение поставленных целей. С их помощью орган управления воздействует на отдельных работников и предприятие в целом. Значение методов управления определяет их направленность на достижение целей в наиболее короткие сроки при рациональном использовании ресурсов. Методы управления классифицируются по различным признакам. Наиболее распространена их классификация по содержанию, направленности и организационной форме действия. По содержанию методы управления идентифицируются с функциями управления: планированием, организацией, мотивацией и контролем. Соответственно выделяются четыре основные группы методов управления: экономические, организационно-распорядительные, социальные и психологические. Между ними существует тесная связь и взаимообусловленность, в каждом методе имеются элементы поощрения и наказания. В основу классификации методов по направленности действия положен характер их воздействия на мотивы деятельности отдельных работников и трудового коллектива предприятия. Мотивы деятельности базируются на реальных материальных и духовных потребностях. Направленность методов характеризуется, на какие именно мотивы они воздействуют. С этой точки зрения выделяют также четыре группы методов: материальной мотивации, социальной, психологической и властной мотивации. По организационной форме действия выделяют методы: прямого (непосредственного) воздействия, постановки цели, создания стимулирующих условий. Сущность и соотношение методов управления находится под влиянием форм собственности и соответственно модели хозяйственного механизма в обществе. В условиях общественной собственности и плановой модели хозяйствования на первый план выступает действие организационно-распорядительных методов управления. В условиях же разнообразных форм собственности и рыночной модели хозяйствования на первый план выдвигаются экономические и социально-психологические методы управления. Рассмотрим сущность и содержание важнейших методов управления, используемых в организациях и предприятиях потребительской кооперации. Экономические методы управления основываются на действиях экономических факторов рыночной экономики и занимают ведущее место в системе методов управления. Эти методы управления способствуют выполнению такой функции управления как планирование, а также связаны с функциями мотивации и контроля. В состав экономических методов управления входят стратегическое и текущее планирование хозяйственной деятельности предприятий, планирование реализации стратегии, а также хозяйственный расчет и материальное стимулирование труда. Планирование – текущее и стратегическое – основной метод и функция управления экономическими процессами в организациях и предприятиях потребительской кооперации. При помощи планирования обеспечиваются и конкретизируются в виде определенных показателей основные цели развития предприятия и разрабатываются планы реализации стратегии функционирования предприятия. Стратегическое планирование обеспечивает основу для осуществления всех функций управления. Следует отметить, что текущее и стратегическое планирование неразрывно связано с оперативным управлением предприятием. Обоснованный, сбалансированный план и оптимально разработанная стратегия развития предприятия значительно облегчает текущее управление торговой, заготовительной и другими видами деятельности предприятия. Стратегическое планирование приобретает смысл, когда оно реализуется. Реализация преобразует стратегический план в действие. Реализация и контроль стратегического плана имеет решающее значение в процедуре управления. Успешная реализация плана требует долгосрочных и краткосрочных программ, процедур и правил. Она также предусматривает интеграцию стратегического плана в структуре предприятия через бюджет и управление его целями. Хозяйственный расчет, выступая в качестве экономической категории, является одновременно основным методом управления. Основными признаками хозяйственного расчета являются самоокупаемость затрат и самофинансирование хозяйственной деятельности. Только на этой основе могут развивать хозяйственную деятельность предприятия в условиях рыночных отношений. Материальное стимулирование имеет целью создание в трудовых коллективах кооперативных предприятий и работников заинтересованности в повышении эффективности труда. Материальное стимулирование реализуется главным образом через заработную плату и премирование. Возможные формы применения экономических методов управления в многоотраслевом хозяйстве потребительской кооперации очень широки и разнообразны. Эффективность их использования в управлении кооперативным хозяйством зависит от умения менеджеров и аппарата управления кооперативных предприятий применять их на практике. Переход на рыночные отношения в потребительской кооперации должен осуществляться на основе комплексного использования экономических методов управления, позволяющих повысить эффективность хозяйственной деятельности кооперативных предприятий.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |