Главная особенность периода – безграничные возможности
а) усвоения нового опыта
б) приобретения свойственных человеку форм поведения
Это единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле).
Если органические потребности в достаточной мере удовлетворяются, они скоро теряют свое ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности
●
в получении впечатлений,
Именно на основе удовлетворения этих новых потребностей осуществляется развитие ребенка.
●
в движении,
Но
удовлетворение только органических потребностей, обеспечивая выживание, не может составить основу психического развития ребенка.
●
в общении со взрослыми
Необходимое условие нормального развития ребенка первых месяцев жизни
упражнение органов чувств, в первую очередь – развитие зрительного и слухового сосредоточения (в начале первого года развитие зрения и слуха идет быстрее развития телесных движений).
Источник необходимых для развития ребенка зрительных, слуховых и других впечатлений и их организатором
– ВЗРОСЛЫЙ
:
.
МЛАДЕНЧЕСТВО (1-й год жизни)
Ведущая деятельность
Социальная ситуация развития
Психологические новообразования
Непосредственное эмоционального общение со взрослым:
– ситуационно-личностное;
– ситуативно-деловое.
На основе непосредственного эмоционального общения со взрослым у ребенка развивается чувство базового доверия или недоверия к людям и к миру в целом.
При правильных методах воспитания непосредственное эмоциональное общение (общение ради общения) во второй половине первого года жизни перерастает в совместную деятельность взрослого и ребенка по поводу предметов, игрушек.
Взрослый вводит ребенка в предметный мир, направляет действия ребенка, показывает различные способы действия с предметами.
Неразрывная связь ребенка и взрослого, ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого.
Все поведение и деятельность ребенка реализуется им или непосредственно через взрослого или в сотрудничестве с ним.
(Л.С. Выготский называет эту связь ребенка и взрослого «Мы»)
– Потребность в общении
– Базовое доверие к миру
– Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний
– Различение близких и посторонних людей
– Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета)
– Подражание
– Предметное восприятие
(начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами, овладение соотносящими и орудийными действиями)
– Автономная речь
– Ходьба
– Мотивирующие представления
Превращение ребенка в субъекта желания и действия (появляется первое предличностное образование – активность)
Решающее для развития ребенка условие жизни –
● воспитание и обучение ребенка
Возможность развития и обучения ребенка основывается
● на способности ребенка к подражанию.
РАННИЙ ВОЗРАСТ (1-3 ГОДА)
Ведущая деятельность
Социальная ситуация развития
Психологические новообразования
Предметная деятельность
(освоение
предметно-манипулятивных,
предметно-соотносящих.
предметно-орудийных действий).
Именно в предметной деятельности идет познание мира рукотворных и нерукотворных предметов (природных материалов).
Ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым (конкретным; из близкого окружения)
на правах сотрудничества.
Освоение ребенком системы
отношений
«Я и ДРУГОЙ»
и
«РЕБЕНОК – ПРЕДМЕТ – ВЗРОСЛЫЙ»
●Складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослым, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой (предметная игра) и продуктивной деятельности (способность ребенка лепить, рисовать и т.п.).
● Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания (возникают символические, замещающие действия) , ребенок переходит к активной речи.
● Возникает личное действие и личное желание (отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними), складывается предметное отношение к действительности;
● Главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание: «Я сам»
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-7 ЛЕТ)
Ведущая деятельность
Социальная ситуация развития
Психологические новообразования
Сюжетно-ролевая игра.
Через игровое проживание ребенок познает мир человеческих отношений.
Открывается мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности;
социальная ситуация развития перестраивается в соотношение
«РЕБЕНОК – ВЗРОСЛЫЙ» (общественный, обобщенный взрослый).
● Новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений
● Освоение игровой, трудовой, продуктивной, бытовой деятельности, общения со взрослыми и сверстниками
● Освоение средств и способов познавательной деятельности (развитие наглядно-образного мышления, воображения, произвольной памяти, формирование основ логического мышления)
● Формирование системы представлений о мире (детской картины мира)
● Возникновение новых мотивов поведения, формирование соподчинения, иерархии мотивов
● Развитие произвольности поведения
● Формирование основ этических представлений
● Развитие самосознания, самооценки
● Дальнейшее развитие функций речи
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...