Вопрос 1. Условия создания внутренней мотивации - «Теория характеристик работы» Дж.Р. Хакмана
Согласно теории Герцберга, мотивирующее воздействие на работника оказывают факторы, связанные с работой, а не условия, в которых работа выполняется. Исследования, проведенные Дж. Ричардом Хакманом и Грегором Олдхемом, способствовали разработке нового направления, наз. «Теорией характеристик работы».
Это наиболее популярный подход к перепроектированию работы.
«Теория характеристик работы» основана Хакманом на теории мотивации Герцберга и предполагает набор факторов, которые внутренне мотивируют работника. Важно: - факторы носят качественный характер, - субъективный, - оцениваются самим работником, (а не объективный, как при процедуре оценки работы). Отличие теории Хакмана и Герцберга: в теории Герцберга — мотивирующие факторы были связаны с работой (достижение, признание,возможность роста и т. д.), в «Теории характеристик работы» — факторы связаны с содержанием работы.
Суть теории Хакмана: Мотивация содержанием работы (как внутренняя побуждающая сила) создается в процессе выполнения работы и направлена на получение результата. Таким образом, происходит :
через
Внутренняя мотивация подразумевает, что Работник проявляет интерес непосредственно к работе (рис. 2.2), независимо от внешнего вознаграждения или стимулирующего воздействия, а выполнение работы, в свою очередь, приводит к удовлетворению внутренних потребностей.
Согласно Дж. Р. Хакману, существуют три условия для создания внутренней мотивации. Первое — исполнитель должен знать результат своей работы. Иначе обрывается упомянутый выше самовоспроизводящийся мотивационный цикл. Второе — исполнитель должен чувствовать ответственность за уровень выполнения работы, т, е. ощущать личную персональную ответственность за получаемый результат. Третье — исполнитель должен воспринимать свою работу, как важную или необходимую, т. е. понимать, что результат работы влияет на жизнь других людей. Отношение между величиной мотивации работой и наличием трех условий — мультипликативное.
Особенности условий: - больше относятся к психологическому состоянию исполнителя, стимулируют его внутреннюю мотивацию; - прямо не связаны с тем, как спроектирована работа и как ею управляют.
Поэтому они трудно поддаются измерению, их присутствие можно только предполагать. Хакман и Лоулер, 1971, Хакман и Олдхем, 1976, Тернер и Лоуренс, 1965 г. предложили измерять мотивированность работы через пять характеристик: 1. Измеряют важность работы: 1— это разнообразие работы, 2— это законченность, 3— это значимость, 2. Измеряют чувствоответственности и знание результата: 4— это автономность 5— это обратная связь от работы.
1. Разнообразие работы — это степень, с которой работа требует разнообразия видов действий для ее выполнения, включает использование работником различных навыков и талантов. работа, требующая использования многочисленных навыков, умений и талантов приведет к большему количеству ощущений и впечатлений работника. В отличие от простого расширения работы через дополнение независимых друг от друга задач и операций, разнообразие подразумевает различие в действиях по выполнению работы, не количественное, а их качественное отличие друг от друга. ЗАДАНИЕ: Проанализируйте пример, приведите свои примеры: чья работе будет более разнообразной, если профессия одна и та же? (напр., продавец женской одежды в отделе Гипермаркета или продавец модного бутика с женской одеждой?)
2. Законченность работы — это степень, с которой работа требует и допускает завершение целого и явно различимого цикла действий, или выполнение работы от начала до конца с видимым результатом. Работа ощущается как более значимая по Хакману и Олдхему, когда работники могут получить большее понимание того, как их работа соотносится с работой других работников или с выполнением всей работы по созданию продукта или услуги.
Законченность работы включает в себя: работу с видимым результатом, с которым можно идентифицировать свои действия работнику, что добавляет смысл работе и является составляющей мотивации, называемой «интересная работа». ЗАДАНИЕ: Проанализируйте пример, приведите свои примеры:
3. Значимость работы — степень, с которой выполняемая работа и получаемый результат влияют на жизнь и действия других людей внутри и вне организации. Если работа, выполняемая работником, воспринимается как значимая, то она может способствовать: - удовлетворению потребности признания другими и - повышению самооценки. - ощущению собственной значимости работника и - необходимости выполняемой работы, То есть самодостаточности мотивации при ее выполнении.
Все перечисленные три основных фактора работы рассматриваются как составляющие чувства значимости выполняемых действий. Из них – только один фактор - автономность в работе, требуется для того, чтобы работник имел психологическое чувство ответственности.
4. Автономность в работе — степень, с которой работа обеспечивает необходимую свободу, независимость и право исполнителя планировать свою работу и выбирать методы, используемые при ее выполнении. Это позволяет исполнителю: - видеть получаемый результат как последствие от прилагаемых им усилий, инициатив и решений. - усиливает восприятие работником ответственности за успех или неудачу в работе. - ощущение самостоятельности приводит к личной ответственности за результат работы, поскольку он зависит только от действий работника.
5. Обратная связь от работы — степень, с которой действия, требуемые для выполнения работы, обеспечивают исполнителя прямой и ясной информацией о результатах его работы и эффективности его усилий. Обратную связь от работы не следует путать с обратной связью от других людей. Речь идет об обратной связи, получаемой исполнителем непосредственно в процессе выполнения работы, в этом случае исполнитель будет незамедлительно информирован, насколько хорошо он делает работу, и эта форма обратной связи не так подвержена воздействию со стороны процессов, происходящих в организации. Обратная связь важна для - интринсивной мотивации, поскольку она влияет на чувство компетентности индивида и его самооценку.
Таким образом, каждая конкретная работа может иметь разное значение рассмотренных выше характеристик, т. е. факторов содержания работы.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2921)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |