Использование результатов психодиагностики при оказании психологической помощи
Деятельность специалистов по социальной работе предполагает, что в качестве объектов содействия выступают различные социальные, возрастные, профессиональные и другие категории людей. Психодиагностическая работа может проводиться с детьми дошкольного, школьного возрастов, со взрослыми людьми, имеющими различные профессии и пожилыми, с лицами, перенесшими сильное психотравмирующее воздействие. Предметом психодиагностического изучениямогут быть познавательные и эмоционально-волевые процессы, способности, мотивационно-потребностная сфера, характерологические и индивидуально-психологические особенности личности, межличностные отношения и др. При этом практическая психодиагностика не является самоцелью. Она проводится для того, чтобы личностно ориентировано, дифференцированно осуществлять психологическую поддержку и психологическое сопровождение развития личности. Таким образом, данные психодиагностического обследования помогают специалисту оказывать психологическую помощь нуждающимся в этом людям. Она может осуществляться в виде психологической коррекции (или психологического консультирования, психотерапии). Основная задача психокоррекции – помочь человеку измениться, улучшить свою жизнь (но не изменить внешний мир). При этом в каждом конкретном случае важно решить: какое изменение будет наиболее адекватным, наиболее экологичным для данного человека. В качестве объектов психокоррекции могут быть личность, семья, группа, коллектив. Данные психодиагностики помогают определить направление психокоррекции, выбрать вид коррекции. По содержанию различают коррекцию личности, познавательной сферы, эмоционально-волевой, поведенческих аспектов, межличностных отношений, детско-родительских и т.д. Н-р, при необходимости коррекции познавательной сферы предметом коррекции могут быть память, внимание, мышление и т.п.; при необходимости коррекции эмоционально-волевой сферы предметом коррекции м.б. неадекватные эмоции, чувства, переживания человека; при необходимости коррекции детско-родительских отношений предметом коррекции может быть авторитарное поведение родителей и т.д. Данные психодиагностики помогают оказывать психологическую помощь людям в различных областях жизнедеятельности человека. Виды коррекции м.б. самыми разнообразными, но психологическое воздействие сводится к тому, что один человек помогает другому, используя при этом различные психологические приёмы и техники. В целом, как отмечает И.В. Дубровина, процедура диагностико-коррекционной деятельности практикующего специалиста сложна, объёмна, ответственна и очень слабо развита. Автор предлагает этапы осуществления диагностико-коррекционной, диагностико-развивающей работы: 1) изучение практического запроса; 2) формулировка психологической проблемы; 3) выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений; 4) выбор метода исследования; 5) использование диагностического метода; 6) формулировка психологического диагноза, которая содержит и прогноз дальнейшего развития в двух направлениях: при условии, если с ребёнком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет; 7) разработка рекомендаций, психокоррекционной или коррекционно-развивающей программы; 8) реализация коррекционной программы, оценка её эффективности.
Перечень вопросов поПсиходиагностике
Психодиагностика как наука и практика. Сферы применения психодиагностики. 3. Психологическое заключение по результатам психодиагностического обследования. Этические принципы в работе психодиагноста. Методы и методики психодиагностики. Формализованные и малоформализованные методики. Тест как метод психодиагностики, требования к его оформлению. Опросники как группа психодиагностических методик. Беседа как метод сбора данных об испытуемом. Метод наблюдения в психодиагностике. Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам. Особенности организации и проведения диагностической процедуры. Опросники в изучении свойств нервной системы и темперамента. Методики по изучению свойств внимания. Диагностика типов и свойств памяти. Методы и методики по изучению мышления. Изучение уровня умственного развития в отечественной психологии. Психологическая диагностика способностей. Многофакторные личностные опросники Р.Кеттелла. Методы и методики изучения тревожности. Диагностика состояния агрессии. Психодиагностика мотивационной сферы личности. Психодиагностика межличностных отношений в группе. Тесты интеллекта. Использование результатов психодиагностики при оказании психологической помощи.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (916)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |