Rosengren K.E. Communication: An Introductin. London: Sage (1983) 2000
• Шведский исследователь Карл Эрик Розенгрен (Karl Erik Rosengren), систематизируя различные теоретические подходы к классификации теорий массовой коммуникации, использовал социологические концепции. В качестве критерия систематизации он использовал две полярные шкалы. • Одна представляла теоретические концепции об обществе от «объективных» до «субъективных». • Другая, касалась построения самой теории от «радикальных перемен» до «регулирования». • Пересечение этих шкал дает четыре типа теоретических конструкций социологии и также теории массовой коммуникации: – функционализм (объективное регулирование); – интерпретационный подход (субъективное регулирование); – радикально гуманистический подход (субъективная радикальная перемена) – радикально структурный подход (объективно радикальные перемены). СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Лекция 3 Литература • Пер Монсон Лодка на аллеях парка: Введение в социологию: Пер. со швед. - М.: Весь Мир, 1994. - 96 с. • Питер Л. Бергер Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива/ Пер. с англ. под ред. Г.С.Батыгина - М., Аспект Пресс, 1996. - 168 с. • Зигмант Бауман Мыслить социологически: Учеб.пособие/ Пер. с англ. под ред. А.Ф.Филлипова. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 255 с. • Чарльз Райт Миллс Социологическое воображение.// Пер. с англ. О.Ф. Оберемко. Под общей редакцией и предисловием Г.С.Батыгина. М.; Издательский Дом "Стратегия", 1998. - 264 с.
Содержание лекции 1. Структурныйфункционализмкак парадигма социальных наук 2. ЛазарсфельдосоциальныхфункцияхСМИ 3. Социодинамическаятеория коммуникации 4. Концепциямассовойкоммуникации Н.Лумана 5. ОбъективностьиответственностьСМИ
1. Структурный функционализм как парадигма социальных наук Структурный функционализм или структурализм: 1.Они рассматривают свой объект исследования как систему, в которой ее части определяются, исходя из их функций или значения для целого. 2.Прежде всего их интересуют описания и объяснения внутренних отношений и строения системы, морфологические аспекты 3.Вопросы внешних влияний и исторического развития считаются менее интересными, чем внутренние отношения Роберт Кинг Мертон (Мейер Школьник) • Американский социолог (р.5 июля 1910 Филадельфия – 23 февраля 2003 ), представитель струрктурно-функционального анализа, ввел понятия «дисфункция», разграничение «Явных» и «латентных» функций. • Разработал идею среднего уровня, которая должна связать эмпирическую идею с общей теорией социологии. Обладатель неофициального титула «мистер Социология»
Пауль Феликс Лазарсфельд Американский социолог (1901 Вена-1976 Нью-Йорк ), разработал проблематика применения математических методов в социальном познании. Лазарсфельд был участником крупнейших эмпирических исследований, проводимых в США, в связи с анализом роли СМИ в формировании общественного мнения.
Гарольд Дуайт Лассвелл (Лассуэла) Lasswell • Американский политолог (1902-1978), представитель бихевиористского подхода к политической науке. • Разрабатывал проблемы функционального подхода к политике, анализировал роль СМИ в формировании и распространении символов политической власти. • Лассуэл одним из первых применяет метод контент-анализа массовой коммуникации.
Абрахам Моль • Французский культуролог (1920-1992) • Применение кибернетических методов для объяснения социальных процессов • Автор концепции «социодинамика культуры». • Моль А. Социодинамика культуры. М. 1973
Никлас Луман • Немецкий социолог (1927-1998), автор оригинальных разработок по теории социальных систем, теориям правового государства, экономике общества, социологии риска, общественному праву • Поступив на работу в Билефельдский университет (1968), Луман ставит перед собой следующую задачу: за 30 лет создать полное описание общества; эту задачу он решает последовательно в течение всей своей жизни: незадолго до его смерти в свет выходит книга "Общество общества" ("Die Gesellschaft der Gesellschaft"), завершающая собой эту колоссальную работу. • В течение своей жизни Луман написал 77 книг и около 250 статей по теории социального познания и системной теории общества, которые переведены на многие языки мира.
Структурно-функциональный подход • Рассмотрение СМК в рамках структурного-функционализма трактует их как самоуправляющуюся и самокорректирующуюся подсистему, действующую в конкретных политических и институциональных условиях. • При этом массовую коммуникацию изучают прежде всего как одно из средств поддержания функционирования общества в целом, а не как источник, способствующий социальным изменениям
ЛАЗАРСФЕЛЬД О СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЯХ МЕДИА Присвоение статуса • Средства массовой коммуникации присваивают статус общественным проблемам, личностям, организациям и общественным движениям. • Средства массовой коммуникации наделяют престижем и усиливают власть индивидов и групп, легитимизируя — т.е. признавая законным их социальный статус. Внимание средств массовой коммуникации свидетельствует, что объект сообщения достоин быть выделенным из анонимной массы, его поведение и мнения достаточно важны для всех. • Функция присвоения статуса, наиболее ярко проявляется, когда в ходе рекламы используются рекомендации или заявления «известных людей». Социальная проблема • Что считается социальной проблемой, является делом определения • То, что составляет социальную проблему, в сущности является субъективной проблемой • Риторика, которая применяется при формулировки проблемы • Социальные силы, которые выдвигают проблему • Рост и упадок социальных проблем с точки зрения конкуренции между ними на различных публичных аренах
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (914)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |