КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРОЙ. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования “СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ” Институт гуманитарных наук Кафедра русского и общей филологии УТВЕРЖДЕНО на заседании учебно-методической комиссии Института гуманитарных наук
«___» ___________________2012 г. Протокол № ….
Председатель УМК ____________________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Латинский язык» Направление подготовки «Филология» 032700.62 Профиль подготовки «Отечественная филология (русский язык и литература)»
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр Форма обучения: очная
Блок дисциплин: Б2.Б5.1. Семестр 1 Всего учебных занятий – 72 часа, 2 зач.ед. В том числе: Аудиторных: 36 часов, из них Практических - 36 часов Самостоятельных- 33 часов КСР – 3 часа Форма текущего контроля – контрольная работа Промежуточный контроль – зачет
Сыктывкар, 2012
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО, в соответствии с целями (миссией) и задачами ООП ВПО и учебного плана направления «Филология» 032700.62
Составитель (ли) (или автор) рабочей программы Должность, звание: доцент Ильина Ю.Н.
Сведения о рецензентах: Должность, звание_____________ Ф.И.О подпись
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры русской и общей филологии Протокол заседания №__ от «___»___________20 г. Заведующий кафедрой Должность, звание __________(Ф.И.О.) подпись
1. Цели освоения дисциплины. Цели курса состоят в 1) формировании у студентов полного и ясного представления о системе латинского языка (в сопоставлении с грамматикой русского и современных западных языков, что позволяет увидеть родство этих языков); 2) выработке у студентов умения делать грамматический анализ латинского текста и переводить, понимать его; 3) усвоении лексического минимума, составленного из наиболее употребительных латинских слов, которые являются в то же время особенно продуктивными для образования словарного состава современных языков и интернациональной терминологии; 4) расширении кругозора студентов, за счет сообщения сведений по истории и культуре античного мира. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина входит в блок «Общепрофессиональный цикл» (Б2. Б 5.1.). В развитии ряда областей науки роль латинского языка настолько велика, что изучение его является неотъемлемой частью овладения специальностью. В образовании филолога латинский язык занимает исключительное место. Латинский язык является специальной лингвистической дисциплиной, призванной содействовать выработке у студентов научного подхода к языкам: определение места и значения латинского языка в системе индоевропейских языков, углубление понимания структуры латинского языка как языка синтетического строя создает лингвистическую основу для осмысления структуры, лексического состава русского языка, а также изучения новых европейских языков.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями: владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); и общепрофессиональными компетенциями (ПК): способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1). В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: – необходимый лексический минимум, составленный из наиболее употребительных латинских слов, которые являются в то же время особенно продуктивными для образования словарного состава современных языков и интернациональной терминологии, – наизусть определенный набор латинских крылатых выражений, пословиц и поговорок (выбранных в соответствии с грамматическим материалом каждого занятия), что способствует расширению кругозора и усилению интеллектуального потенциала студента; – наизусть студенческий гимн «Gaudeamus», – этимологию интернациональных терминов (в том числе научных терминов); уметь: – переводить тексты с латинского на русский и наоборот (с помощью словаря), – комментировать языковые явления разного уровня, – осуществлять морфемный, морфологический и синтаксический разбор единиц латинского языка; владеть: – навыками чтения и письма текстов на латинском языке, – навыками сопоставительного анализа классических и современных языков. 4. Структура и содержание дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа
Содержание разделов дисциплины.
Календарно-тематический план
5. Образовательные технологии. Основная форма учебной работы – практические аудиторные занятия под руководством преподавателя. Каждое занятие складывается из двух частей: теоретической (сообщение сведений из фонетики, морфологии и основных разделов синтаксиса – явлений и фактов, составляющих систему латинской грамматики) и практической (лексико-грамматические упражнения). Работа с учебными текстами и выполнение лексических упражнений предусматривают закрепление нормативных грамматических правил, анализ и понимание латинского текста, приобретение практических навыков работы студентов со словарем. Таким образом, основными формами аудиторной работы являются: а) тренировочные упражнения закрепительного или повторительного характера на усвоение отдельных вопросов грамматики, словарного состава или фонетических закономерностей; б) грамматический анализ и синтаксический разбор предложения; в) учебный перевод проанализированного текста. Однако необходимым условием успешного изучения курса является систематическая самостоятельная работа студентов, основные виды которой – закрепление пройденной лексики, грамматического материала, а также развитие навыков самостоятельного разбора и перевода незнакомого текста. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Формы текущего контроля. 1) Самостоятельная работа по теме III. Образец заданий: 1. Проспрягать в indicativus praesentis activi et passivi глагол tradĕre (‘передавать, сообщать’). Определить conjugatio. 2. Определить формы глаголов, учитывая порядок морфологического разбора. Перевести их. festinā, colĭs, es, docēmus, jacio, vivēbānt, nolīte condĕre, estis, componĭt, clamābātis, faciam.
2) Самостоятельная работа по темам IV, V. Образец заданий: 1. Просклонять словосочетание: is poēta Romānus. 2. Определите формы следующих словосочетаний (морфологический разбор): templo antiquo, eius fabri, horum virōrum, incolae Romānae, discipulo nostro, curam vestram, eōrum annōrum, eam horam, ei ocŭlo. Переведите.
3) Самостоятельная работа по теме VI. Образец заданий: Переведите предложения, представив схему инфинитивного оборота: 1. Jam ante Homērum poētae fuisse putantur. 2. Multos scriptōres Magnus ille Alexander secum habuisse dicǐtur. 3. Videmini non satis intellegĕre, quae dixi. 4. Solem e mundo tollĕre videntur, qui amicitiam e vita tollunt. 5) Самостоятельная работа по теме XIX:
Формы промежуточного контроля 1. Тестирование Образец теста 1) Praesens, imperfectum, futurum I образуются от а) основы перфекта б) основы супина в) основы инфекта г) основы инфинитива 2) Какая падежная форма является показателем типа склонения а) Nom. Sing. б) Gen. Sing. в) Dat. Sing. г) Gen. Plur. 3) Отрицательная форма повелительного наклонения образуется а) noli/nolite + infinitivus praesentis activi б) noli/nolite + infinitivus praesentis passivi в) non + infinitivus praesentis activi г) ne + infinitivus praesentis activi 4) От чего зависит выбор суффикса (-ba- или -eba-) для образования формы imperfectum indicativi activi а) от типа основы б) от типа спряжения в) от залога г) от типа флексии 5) Форма infinitivus praesentis activi образуется: а) основа инфекта + re б) основа инфекта + ri в) основа инфекта + ti г) основа инфекта + isse 6) Существительные III склонения делятся на следующие виды: а) смешанный, сигматический б) согласный, гласный в) согласный, гласный, смешанный г) согласный, гласный, комплексный 7) Оборот “accusativus cum infinitivo”на русский язык переводится: а) причастным оборотом б) придаточным цели в) придаточным изъяснительным г) деепричастным оборотом 8) Латинский глагол имеет три основы: а) инфекта, перфекта, супина б) инфекта, перфекта, инфинитива в) инфекта, инфинитива, супина г) перфекта, супина, инфинитива 9) Существительными I склонения являются а) Roma, ae f Рим; scientia, ae f знание б) avis, is f птица; causa, ae f причина в) impensa, ae f расход; laurus, i f лавр г) res, ei f вещь; humus, i f земля 10) Какой признак является показателем типа спряжения а) конечный звук основы инфекта б) конечный звук основы перфекта в) окончание инфинитива г) конечный звук основы супина. 11) К какому типу причастий восходят существительные: лаборант, ассистент, агент, резидент а) participium perfecti passivi б) participium praesentis activi в) participium futuri activi г) participium futuri passivi 12) Укажите, в каком варианте даны только формы imperfectum indicativi activi а) describebat, mittam, sentio б) valebit, dividebas, gero в) tradit, laudabat, deleo г) dicebam, rogabatur, capiebas 13) Обращение “mi amice!” употребляется в форме а) Nom. Sing. б) Gen. Sing. в) Voc. Sing. г) Dat. Sing. 14) Назовите языки, входящие в романскую группу языков а) французский, польский, португальский, испанский; б) ретороманский, итальянский, испанский, каталанский; в) итальянский, французский, молдавский, русский; г) испанский, немецкий, ретороманский, португальский. 15) Формами 1 лица ед.ч. считаются а) valeo, describis б) dicam, curabat в) audio, monstrabam г) vocabo, punis 16) Какая грамматическая категория дифференцирует формы salve! здравствуй! Salvete! Здравствуйте! а) залог б) род в) число г) время 17) Укажите прилагательные III скл. двух окончаний а) omnis, e весь; brevis, e короткий б) acer, acris, acre острый; anomalis, e неправильный в) civilis, e гражданский; pulcher, chra, chrum красивый г) publicus, a, um общественный; nobilis, e благородный 18) Укажите парадигму глагола “esse”, соответствующую praesens indicativi activi а) eram, eras, erat, eramus, eratis, erant б) sum, es, est, sumus, estis, sunt в) fui, fuisti, fuit, fuimus, fuistis, fuerunt г) ero, eris, erimus, eritis, erunt 19) Десятимесячный Ромулов год был заменен 12-месячным при царствовании а) Тарквиния Древнего; б) Тарквиния Гордого; в) Нумы Помпилия; г) Сервия Туллия. 20) Выделите формы futurum I indicativi activi а) imperābām, valebit, sentio б) mittēbas, dividēbam, capiam в) vocabo, punies, faciam г) advocabātis, plectēbam, debebant 21) По III склонению изменяются существительные а) civis, is m,f гражданин, -ка; arbiter, tri m судья б) actio, onis f иск; liber, bri m книга в) lex, legis f закон; urbs, is f город г) amicus, i m друг; silva, ae f лес 22) Participium perfecti passivi образуется а) основа инфекта + родовые окончания –us, -a, -um б) основа перфекта + родовые окончания –us, -a, -um в) основа инфинитива + родовые окончания –us, -a, -um г) основа супина + родовые окончания –us, -a, -um 23) Личными местоимениями являются а) ipse, ipsa, ipsum б) ego, nos, tu, vos в) ego, nos, is, vos г) is, ea, id 24) Специфичным падежным окончанием указательных местоимений в форме Gen. Sing. является а) -ius б) -i в) -ae г) -o 25) Participium praesentis activi изменяется по парадигме а) I скл б) II скл в) III скл г) IV скл 26) От чего зависит выбор суффикса (-b- или -e-/-a-) при образовании формы Futurum I indicativi activi et passivi? а) от залога б) от характера основы в) от типа спряжения г) от типа флексии 27) Существительными II склонения являются а) bellum, i n война; locus, i n место б) animal, is n животное; advocativus, i m юрист-защитник в) testis, is m, f свидетель, -ница; lupus, is m волк г) testamentum, i n завещание; ius, iuris n право 28) Сравнительная степень прилагательных образуется при помощи суффикса: а) –isse- б) –ior- в) –issim- г) –us- 29) Существительными V склонения являются а) civis, is m,f гражданин, -ка; arbiter, tri m судья б) actio, onis f иск; liber, bri m книга в) lex, legis f закон; urbs, is f город г) res, ei m дело; dies, ei m день 30) К существительным IV склонения относят а) casus, us m случай; contractus, us m сделка б) gladius, i m меч; geni, us n колено в) herba, ae f трава; manus, us f рука г) fundamentum, i n основа; dux, ducis m вождь 31) Утвердительная форма повелительного наклонения мн.ч. образуется а) от основы инфекта + ti б) от основы инфекта + te в) аналитическим путем г) основа перфекта + te 32) От основы перфекта образуются а) praesens, imperfectum, futurum I б) perfectum, plusquamperfeсtum, futurum II в) imperfectum, perfectum, plusquamperfeсtum г) futurum II, futurum I 33) Participium futuri passivi переводится со значением а) долженствования; б) намерения; в) волеизъявления; г) обезличивания 34) Perfectum indicativi passivi образуется а) синтетически; б) аналитически; в) сигматически; г) дифференцированно 35) Напишите известные Вам латинские пословицы.
2. Контрольный перевод текста с учетом грамматических тем Образец текста: De servis Romanōrum Antīquis tempŏribus captīvos in bellis Romāni non necābant, sed illi servōrum modo in civitatĭbus victōrum suōrum vivēbant et domĭnis opulentis et superbis serviēbant. Multi servi iam in condiciōne servōrum nati erant. Etiam cives liberi, qui pecuniam debĭtam solvĕre non potĕrant, libertātem amittēbant, et creditōres illos servitūte afficiēbant. Domĭni in servos vitae necisque potestātem habēbant. Servi privāti apud domĭnos loco ministrōrum, medicōrum aut magistrōrum serviēbant, servi publĭci in agris summā corpŏrum contentiōne laborābant. Servi misĕri saepe domĭnos fugiēbant. Servos fugitīvos domĭni duris poenis afficiĭēbant. Multos etiam cruci affigēbant et puniēbant. Nonnumquam servi etiam contra domĭnos arma movēbant. Magnam servōrum seditiōnem Spartacus regēbat.
3. Вопросы к зачету по курсу 1. Место латинского языка среди других языков мира. Этапы исторического развития латинского языка. 2. Латинский алфавит. Произношение традиционное и классическое. Гласные звуки: дифтонги и монофтонги. Особенности в чтении буквосочетаний с согласными. 3. Ударение в латинском языке: характеристики, правила постановки. 4. Общая характеристика глагола. Основы и основные формы глагола. 5. Типы спряжения глагола. 6. Praesens indicativi activi: производящая основа, окончания. 7. Imperfectum indicativi activi: значение и способ образования (производящая основа, формообразующие суффиксы и окончания). 8. Futurum I indicativi activi: значение и способ образования (производящая основа, формообразующие суффиксы и окончания). 9. Времена системы инфекта действительного залога: значения и способ образования (производящая основа, формообразующие суффиксы и окончания). 10. Времена системы инфекта страдательного залога: значения и способ образования (производящая основа, формообразующие суффиксы и окончания). Синтаксис падежей в страдательной конструкции (Ablativus instrumenti, Ablativus auctoris). 11. Perfectum indicativi activi: значение и способ образования (производящая основа, окончания). 12. Plusquamperfectum indicativi activi: значение и способ образования (производящая основа, формообразующие суффиксы, окончания). 13. Futurum II indicativi activi: значение и способ образования (производящая основа, формообразующие суффиксы, окончания). 14. Времена системы перфекта действительного залога: значения и способ образования. 15. Времена системы перфекта страдательного залога: значения и способ образования. Синтаксис падежей в страдательной конструкции (Ablativus instrumenti, Ablativus auctoris). 16. Неправильный глагол esse: употребление, особенности образования личных форм времен системы инфекта. 17. Общая характеристика имени существительного: род, число, падеж, склонение. 18. Склонение имени существительного: критерии распределения существительных по типам склонения, типы склонения, их краткая сравнительная характеристика. 19. I склонение существительных: состав (род, основа), падежные окончания. 20. II склонение существительных: состав (род, основа), падежные окончания, правило среднего рода. 21. III склонение существительных: разновидности, особенности склонения. 22. IV и V склонение существительных: состав (род, основа), падежные окончания. 23. Прилагательные I-II склонения: состав, примеры, правила склонения. 24. Прилагательные III склонения: группы, особенности склонения. 25. Степени сравнения прилагательных: значения, формообразующие суффиксы. Описательные степени сравнения. 26. Супплетивные степени сравнения прилагательных. Синтаксис падежей при степенях сравнения. 27. Личные, возвратное, притяжательные местоимения: состав, особенности склонения. 28. Указательные, относительные, вопросительные, неопределенные местоимения: состав, особенности склонения. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) а) основная литература: Солопов А.И., Антонец Е.В. Латинский язык: учеб. пособие. М., 2011. б) дополнительная литература: Античность в контексте современности / Под ред. А.А. Тахо-Годи, И.М. Нахова. М., 1990. Античность в культуре и искусстве последующих веков. М., 1984. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи древней Греции и Рима. М, 1988. Кацман Н.Л. Латинский язык. М., 1996. Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность / Г.С. Кнабе. М., 1962. Культура Древнего Рима. В 2 т. М., 1985. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. Латинский язык / В.Н. Ярхо, З.А. Покровская, Н.Л. Кацман и др. М., 2000. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. М., 1995-2001. 8. Материально-техническое обеспечение дисициплины. Аудитория, мультипроектор, ПК.
КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРОЙ
Дисциплины «Латинский язык» По направлению «Филология» Институт гуманитарных наук Форма обучения: очная Блок дисциплин: Б2. Б5.1.
Составитель доцент Ильина Ю.Н. __________ Зав. кафедрой русской и общей филологии проф. Н.С. Сергиева __________ Дата составления карты «___» __________ 2012 г. СОГЛАСОВАНО Представитель библиотеки СыктГУ __________ Ф.И.О. «___» __________ 2012 г.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |