НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
В двух книгах Книга 1 Система работы психолога с детьми разноговозраста Зав. редакцией Р.С. Швецова Редактор И.Б. Нилова Художник обложки И.С. Захаров Компьютерная верстка А.И. Попов Корректор Л.С. Верещагина Лицензия ЛР № 064380 от 04.01.96. Гигиенический сертификат № 77.ЦС.01.952. П.01652.С.98 от 28.08.98. Сдано в набор 06.03.98. Подписано в печать 18.05.98. Формат 60x90Vi6- Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Усл. печ. л. 24,00. Доп. тираж 20 000 экз. Зак. № 1568. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 117571, Москва, просп. Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет. Тел./факс 932-56-19, тел. 437-99-98, 430-04-92, 437-25-52. E-mail: [email protected] http://www.vlados.ru Государственное унитарное предприятие ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат Государственного комитета Российской Федерации по печати. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59. Глава 4. РАБОТА ПСИХОЛОГА С ЛИЦАМИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Особенности работы психолога со старшеклассниками обусловлены теми проблемами, которые являются типичными для данного возрастного этапа и прежде всего потребностью юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, самоопределиться в окружающем мире, понять себя, свои возможности и свое назначение в жизни. Несмотря на незаконченность процесса формирования личности, юношеский возраст допускает использование приемов и методик, разработанных с целью диагностики и коррекции поведения взрослых (естественно, при условии их соответствующей адаптации). Среди основных причин, обусловливающих трудности и противоречия развития психической сферы старшеклассников и требующих вмешательства психолога, необходимо обратить внимание прежде всего на следующее. На психофизиологическом уровне юноши могут испытывать дискомфорт по следующим причинам: - незавершенность полного физического развития по всем параметрам; - ощущение своей физической непривлекательности (хотя бы по одному из параметров) – синдром дисморфофобии; - неустойчивость эмоциональной сферы; - особенности высшей нервной деятельности; - высокий уровень ситуативной тревожности. Наиболее информативными диагностическими методиками в данном случае могут служить наблюдение, беседа, аппаратурные методы, соответствующие шкалы опросника Айзенка и 16-факторного опросника Кеттелла, шкала ситуативной тревожности Ч.Спилбергера. Среди осознаваемых и неосознаваемых причин, препятствующих формированию юноши на индивидуально-личностном уровне, можно отметить: - задержки развития теоретического мышления; - отсутствие навыков и приемов смысловой памяти; - маленький объем оперативной памяти; неразвитость основных компонентов внимания (объем, переключение, распределение и проч.); - нереалистичность воображения, оторванность его от практики; - высокий уровень личностной тревожности; - чрезмерное преобладание 1-й или 2-й сигнальной системы (художественный или мыслительный тип); - несформированность волевой сферы. Оценка указанных параметров и сопоставления их со средне-возрастными нормами может осуществляться как при помощи наблюдении, так и по стандартным тестам оценки внимания, памяти, мышления, воображения. Кроме того, здесь могут быть использованы тесты Айзенка, Векслера, а также соответствующие шкалы 16-факторного опросника Кеттелла, шкала личностной тревожности Ч.Спилбергера. Объективно и субъективно важные проблемы личностного уровня проявляются у старшеклассника в следующем: - недостаточный уровень самостоятельности; - неадекватность самооценки и уровня притязания; - несформированность мировоззрения, нравственных эталонов и идеалов; - отсутствие конкретных жизненных целей и устремлений; - сохранение подросткового негативизма; - неудовлетворенность собой. Выявить наличие данных дефектов личностной сферы позволяют такие методы, как беседа, методика выявления самооценки С.Будасси,, метод неоконченных предложений, сочинения на соответствующую тему, проективные методики (Люшер, «несуществующее животное» и проч.). Трудности, возникающие в процессе взаимодействия юноши с другими людьми на микрогрупповом уровне, проявляются в трех основных сферах общения: в семье, с учителями и сверстниками. Эти трудности могут быть определены следующим образом: - несформированность навыков общения (как замкнутость, застенчивость, так и чрезмерная болтливость); - неадекватное понимание сущности высших человеческих чувств, отношений дружбы и любви; - преобладание эгоистических тенденций, деформированное понятие справедливости; - излишняя критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказываний; - неприятие позиций и требований взрослых, отсутствие уважения и признания авторитета в отношении к ним; - неадекватные претензии на статус и роли в различных группах; - ярко выраженные тенденции к «самопоказыванию», оригинальничанию; - проявление юношеского максимализма в отношениях с окружающими. Для определения этих тенденций, помимо наблюдения, беседы, экспертного заключения, могут быть использованы социометрия, референтометрия, метод неоконченных предложений, опросники, оценивающие компетентность в общении, метод групповой дискуссии. Если попытаться выделить причины, ведущие к трудностям адаптации юноши на социальном уровне, то здесь наиболее часто обращают на себя внимание соотношения таких вопросов: - понимание смысла жизни и имеющиеся жизненные планы; - отношение к общественной жизни страны и собственная политическая активность; - отношение к разным видам труда (теоретическому — практическому, умственному — физическому и проч.) и реальные возможности в овладении профессией; - профессиональные интересы и мотивы выбора профессии; - совпадение/несовпадение учебных и профессиональных интересов; - чувство долга и стремление к социальному одобрению. Очевидно, что многие из указанных проблем можно выявить только в ходе беседы или групповой дискуссии, хотя отдельные методики, как, например, опросник профессиональных предпочтений Е.Климова, шкала М.Крауна и другие, вполне уместно использовать и на этом уровне. В целом, необходимо заметить, что практически диагностика любой проблемы, волнующей юношу, должна строиться с учетом двух факторов: с одной стороны, это место, которое она занимает в целостной картине возрастного развития, а с другой – собственно, по ее влиянию на личность. Сочетание этих подходов позволяет более адекватно строить стратегию консультационного и коррекционного воздействия. В противном случае, если планируемые изменения оказываются слишком обширными и опережающими возможности старшеклассника, он может оказаться не готовым к их принятию или же эффект воздействия окажется слишком кратковременным.
Е.И. Рогов Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн.1. – С.271-273
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |