Тема: А.С. Пушкин «Сказка мёртвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица, мачеха и царевна. Помощники царевны: богатыри, Елисей, Соколко
Цель:знакомство с историей создания сказки, положительные и отрицательные герои сказки, фольклорные особенности их изображения. Ход урока. 1 Рассказ учителя об истории создания сказки. См. метод пособие Ерёмина 5 кл. стр.115-116. 2Анализ сказки. I эпизод. «Царь с царицею простился» - Что в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивает грустное настроение царицы? (описание одиночества царицы, гипербола – царица провела перед окном 9 месяцев, видит только вьюгу, помогает подчеркнуть одиночество царицы. Многочисленные повторы: в путь-дорогу, ждёт-пождёт, царь – отец; фольклорные выражения: «не видать милого друга», «тяжелёхонько вздохнула» и т.д.) II эпизод. «Царь женился на другой» - Похожа ли новая царица на первую жену царя? (нет, первая тихая, ласковая, а вторая резкая, гордая, самолюбивая; интонация повествования меняется: из напевной, народной, уменьшительно-ласкательными суффиксами она превращается в отрывистую, ритм становится танцевальным). III эпизод. «Но царевна молодая..» - Понравилась ли вам царевна? Почему стихотворные строки о ней начинаются с союза «но»? ( Пушкин противопоставляет её царице) - Какую женщину на Руси считали красивой? (белолица, черноброва, нраву кроткого такого) - Что значит кроткий нрав? (покорна, покладиста, не перечит старшим, мужу) IV эпизод. «Она, // Чёрной зависти полна..» - Какие слова хотела услышать царица от зеркала? ( что она самая красивая, но видя соперницу, начинает её ненавидеть, ведёт себя не как царица, а как завистливая баба и злая мачеха) V эпизод «С царевной // Вот Чернавка в лес пошла…» - Почему Чернавка отпустила царевну? («та в душе её любя, пожалела, хотя, ослушавшись, могла сама лишиться жизни) VI эпизод «И молва трезвонить стала…» - Что значит «трезвонить стала»? - Подберите синоним к слову «тужит». (печалится, грустит, тоскует). VII эпизод. «И царевна очутилась// В светлой горнице…» - Почему автор называет жилище богатырей не домом или избой, а теремом? Терем – дом в виде башни в древней Руси. - Что такое горница? (чистая половина крестьянской избы) - Почему царевна решила, что здесь люди добрые живут? (образа-иконы) - О чём говорит умение царевны трудиться по дому? (она трудолюбива, что соответствует героине народной сказки) VIII эпизод. «Входят семь богатырей…» - Какими вы представляете себе богатырей? (могучими, смелыми, но добрыми и справедливыми, защищающими слабых). IX эпизод. «И царевна к ним сошла». - Как принимали богатыри царевну? (как лучшего гостя, таков обычай гостеприимства) - Как они догадались, что перед ними царевна? (по её речи, манерам) - Найдите в этом эпизоде устаревшие слова и выражения. X эпизод. «А царевна молодая// Всё в лесу..» - Как проводят дни богатыри? (они воины) - Что царевна ценит в них? (уважение к ней) XI эпизод «Братья милую девицу // Полюбили..» - Как братья сватаются к царевне? Почему речь ведёт старший брат? (таков ритуал) XII эпизод. «Как мне быть, ведь я невеста». - Как отвечает царевна? (просто, искренне, честно, она верна своему жениху). XIII эпизод «Спрос не грех. Прости ты нас…» - Почему царевна не хочет вернуться домой с помощью семи богатырей? (она решает, что на всё божья воля – чему быть, того не миновать). XIV эпизод.»Между тем царица злая…» - Как царица узнала, что царевна жива? - Чем она ей может угрожать? - Чем она грозит Чернавке? (Рогатка- это железный ошейник на преступника или раба с долгими шпеньками наружу) XV эпизод. «Раз царевна молодая..» - Почему пёс бросается на черницу? Как он хотел спасти царевну? XVI эпизод «..Не досталась никому, // только богу одному…». - Почему богатыри не сразу решились похоронить царевну? XVII эпизод «В тот же день царица злая». Кажется, что зло торжествует, почему мы верим, что добро всё равно победит? XVIII эпизод « К красну солнцу наконец // Обратился молодец..» XIX эпизод. «Только месяц показался, // Он за ним с мольбой погнался». XX эпизод. «Елисей, не унывая, // К ветру кинулся, взывая…» Обратим внимание учащихся, как возрастает волнение Елисея. Отметим волшебное число «3»: трижды он обращается к силам природы. Это характерная особенность фольклорной сказки. XXI эпизод. «И о горб царевны милой// Он ударился всей силой». Найдите эпитеты в этом отрывке из сказки. Какое настроение создаёт автор с их помощью? (сначала ожидания чуда, затем радости). Что помогло королевичу пробудить царевну от волшебного сна? (любовь и поцелуй). XXII эпизод. «Лишь её похоронили, // Свадьбу тотчас учинили». - От чего умерла злая мачеха? (от злости и зависти). - Какие качества царевны вознаграждаются в сказке? (кротость, доброта и терпение. Она становится королевной, не подобием мачехи). - Сравните финал сказки Пушкина и немецкой сказки «Белоснежка и семь гномов». В немецкой сказке падчерица заставляет злую мачеху на своей свадьбе плясать в раскалённых железных башмаках до тех пор, пока та не умирает. Пушкинская царевна не делает и не может сделать такого. Она остаётся искренней и светлой в своих словах, обращённых к людям: «Всех я вас люблю сердечно…». - Какой традиционный элемент русской народной сказки вводит автор в свою сказку? (концовку). 3 Теория литературы. Ритм, рифма, стихотворная речь, прозаическая речь.(см. метод. пособие Ерёмина стр. 118-119) Запись в тетрадь:
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2077)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |