Тема 2. Правовой статус и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России)
Особенности правового положения Центрального Банка Российской Федерации. Банк России как юридическое лицо и как орган государственного управления. Полномочия Центрального Банка в сфере управления кредитной системой страны и его функции. Нормотворческая деятельность Банка России. Организация денежного обращения в Российской Федерации. Административные и гражданско-правовые средства банковского регулирования. /Статья 75 Конституции РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000г. №268-О, Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июля 2001 г. №10-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2003г. №45-О, ст. 1-7, 87 Федерального закона от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». 1. Банк России имеет особый публично-правовой статус, выступает конституционно независимым органом государственной власти специальной компетенции, не входящим ни в одну из ветвей власти (законодательную, исполнительную, судебную), подотчетным Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. 2. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России не имеет Устава, Устав Банка России утратил силу согласно Федеральному закону от 26 апреля 1995г. №65-ФЗ. Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. 3. Банк России является юридическим лицом публичного права и не имеет организационно-правовой формы. Ни одна из известных организационно- правовых форм по Гражданскому кодексу Российской Федерации не объясняет правосубъектность Банка России (высказаны дискуссионные точки зрения о том, что Банк России возможно рассматривать как предприятие, как учреждение, как государственную корпорацию, как публично-правовую корпорацию). 4. Банк России имеет особые имущественные права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом. 5. У Банка России особые отношения с государством. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. 6. У Банка России особый порядок финансирования деятельности. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не получая финансирования из федерального бюджета. 7. В развитии налогово-правового статуса Банка России можно выделить несколько этапов. Первоначально по Закону РСФСР от 2 декабря 1990г. № 394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» Банк России и его учреждения освобождались от уплаты всех видов государственных и местных налогов, сборов и пошлин (ст.9). Данная льгота не воспринималась налоговыми органами по причине того, что была закреплена не в налоговом законодательстве, что приводило к налоговым спорам между Банком России, не уплачивающим налоги в тот период времени, и налоговыми органами, предъявлявшими требования об уплате налогов. Судебная практика по данному вопросу не отличается единообразием. Затем в обновленной редакции закона – Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» - редакция от 26 января 1996 г. № 65-ФЗ, с одной стороны, были усилены позиции Банка России при закреплении положения о том, что Банк России не регистрируется в налоговых органах (ст.2); с другой стороны, получил закрепление тезис налоговых органов о том, что Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, пошлин и других платежей на территории Российской Федерации в соответствии с законодательными актами о налогах (ст. 26). Обновленная редакция по-прежнему приводила к судебным спорам между Банком России и налоговыми органами по вопросу уплаты налогов, результаты рассмотрения которых, как и раньше, не отличались единообразием. В последующем при введении в действие гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на прибыль организаций положение о том, что Банк России не регистрируется в налоговых органах, было исключено из ст. 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и Банк России был признан налогоплательщиком.[2] Окончательно обязанности Банка России в качестве налогоплательщика закреплены в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в ст.26 которого предусмотрено, что налоги и сборы уплачиваются Банком России в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Таким образом, представляется, что в 1990-2001 гг. Банк России обладал налоговым иммунитетом, который отстаивал в спорах с налоговыми органами. И только с 2001 г. Банк России утратил налоговый иммунитет, став налогоплательщиком и зарегистрировавшись в налоговых органах в установленном порядке с присвоением ИНН, КПП и т.п., но получил отдельные налоговые льготы, как уже было отмечено в отношении нулевой процентной ставки по налогу на прибыль от основной деятельности Банка России. Целями деятельности Банка России (ст.3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») является: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Функции Банка России ( ст.4. Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») можно разделить согласно теории проводимой административной реформы на общеэкономические, нормотворческие, правоприменительные, контрольно-надзорные, функции оказания государственных услуг, иные функции в соответствии с федеральными законами: общеэкономические (эмиссия, рефинансирование, платежный баланс, анализ и прогноз состояния экономики государства, денежно-кредитная политика, утверждение графического изображения рубля); нормотворческие (устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, правила проведения банковских операций; правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации; определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты; осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты); правоприменительные (устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом); контрольно-надзорные (принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций; выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действия и отзывает их; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор); регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации); функции оказания государственных услуг (осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов; осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России); функции управления государственным имуществом (осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России). Банк России осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами (надзор за ликвидацией кредитных организаций, допуск банков в систему страхования вкладов, организация деятельности Центрального каталога кредитных историй и др.). Управление в Банке России (гл. III Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») построено на сочетании принципа коллегиальности (деятельность Национального банковского совета – ст. 12-14, Совета директоров Банка России – ст. 15-19) и единоначалия (деятельность Председателя Банка России – ст.14, 20). /Принципы организации Банка России (статьи 83-85 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России. Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров. По решению Совета директоров территориальные учреждения Банка России могут создаваться в регионах, объединяющих территории нескольких субъектов Российской Федерации. Итак, Центральный банк Российской Федерации (Банк России) представляет верхний уровень банковской системы Российской Федерации, в соответствии со статьей 75 Конституции Российской Федерации является государственным органом, осуществляющим функцию защиты и обеспечения стабильности рубля независимо от других органов государственной власти, на который законом возложены функции банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Банк России действует на основании федерального закона, в настоящее время не имеет устава (Устав Центрального банка РСФСР (Банка России) был утвержден постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. № 1483-1 и признан утратившим силу согласно статье 4 Федерального закона от 26 апреля 1995г. № 65-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР «Банке России»). Банк России не имеет организационно-правовой формы, предусмотренной в главе 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, и является юридическим лицом публичного права, с особым публичным статусом. Соответственно гражданско-правовая терминология не применяется и к определению статуса структурных подразделений Банка России на местах. Территориальные учреждения Банка России в субъектах Российской Федерации (главные управления и национальные банки)юридическими лицами не являются и действуют по генеральной доверенности от Председателя Банка России руководителю территориального учреждения с правом передоверия, что, соответственно, требует нотариального удостоверения доверенности (в частности, от руководителя территориального учреждения сотрудникам юридической службы). Юридическим лицом является исключительно Центральный банк Российской Федерации – г. Москва и поэтому при взыскании денежных средств и вынесении иных судебных постановлений следует учитывать, что удостоверение иска и отказ в удовлетворении иска следует производить в отношении Банка России. Главные управления и национальные банки Банка России действуют на основании Положения Банка России «О территориальных учреждениях Банка России» от 29 июля 1998 г. №46-П (утверждено Советом директоров Банка России (протокол от 10 апреля 1998 г. № 15). В данном Положении территориальные учреждения Банка России определены как обособленные подразделения Центрального банка Российской Федерации, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации часть его функций в соответствии с настоящим Положением, другими нормативными актами Банка России с вертикальной структурой управления. Обращает на себя внимание отсутствие прямого определения территориальных учреждений Банка России как филиалов Банка России. И это не ошибка или недоработка центрального аппарата Банка России при подготовке данного правоустанавливающего документа. Поскольку, как уже пояснялось, Центральный банк Российской Федерации не имеет организационно- правовой формы по ГК РФ (и не имеет этого Банк России в соответствии с Законом о Банке России), то и к структурным подразделениям такого особого юридического лица публичного права не может быть впрямую применена гражданско-правовая терминология и, соответственно, закрепление в тексте Положения о территориальных учреждениях Банка России формулировки их определения как филиалов. Хотя, конечно же, по сути территориальные учреждения Банка России имеют все признаки филиалов: являются обособленными подразделениями, реализуют часть функций Банка России на подведомственной территории, имеют баланс и закрепленное имущество, отражаемое на балансе территориального учреждения, имеют печать и бланки со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, действуют на основании Положения и выдаваемой доверенности. Поэтому представляется обоснованной сложившаяся судебная практика по рассмотрению споров с участием территориальных учреждений Банка России и расчетно- кассовых центров по месту их нахождения в субъектах Российской Федерации, а не в судах г. Москвы по месту нахождения юридического лица – Банка России (107016, г. Москва, ул. Неглинная,12). В состав территориальных учреждений Банка России входят расчетно-кассовые центры Банка России, которые также юридическими лицами не являются. Начальники РКЦ действуют по нотариально удостоверенной доверенности, выдаваемой в порядке передоверия руководителем территориального учреждения Банка России. Расчетно-кассовые центры действуют на основании положений, утверждаемых руководителем территориальных учреждений Банка России на основании Типового положения о расчетно-кассовым центре Банке России от 7 октября 1996 г. № 02-373.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (603)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |