Тема 5. Методы анализа и прогнозирования развития среды организации
В недалеком прошлом проанализировать влияние внешней среды и внутренней среды в разрезе по отдельным подсистемам, поставить диагноз о конкурентоспособности предприятия, необходимо обосновать значимость и уровень влияния на дальнейшее развитие организации отдельных факторов и их групп. Для этого все факторы, которые рассматриваются, необходимо отнести к положительно и отрицательно действующим, которые получили название возможностей (шансов) и рисков относительно внешней среды, сильных и слабых сторон деятельности предприятия, относительно внутренней среды (табл. 5.1 и 5.2). Существует основное правило, состоящее в потребности анализа внешней и внутренней среды в их взаимосвязи и зависимости. Стратегический баланс – это определенное соединение негативно и позитивно влияющих на деятельность предприятия факторов (рисков и возможностей), которая объективно существуют во внутреннем окружении предприятия и субъективно оцененные руководителями с относительно сильными и слабыми сторонами в функционировании предприятия. Для этого же, наибольший риск возникает тогда, когда негативное развитие ситуации в среде отражается на слабых сторонах предприятия; возможности – это ситуация во внешней среде, позитивный процесс или явление, при котором предприятие имеет возможность проявить свои сильные стороны. Необходимо своевременно выявлять риски, связанные с целью предотвращения кризиса предприятия, а знания про потенциальные возможности дают возможность заранее подготовиться к наиболее эффективному их использованию. Состав стратегического баланса в западной литературе получило название SWOT- аналіз.
Таблица 5.1 ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ПРЕДПРИЯТИЯ. ИСПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ В SWOT-АНАЛИЗЕ
В этих условиях повышается роль руководителя-стратега, который разрабатывает те или другие способы по сведению стратегического баланса, поскольку можно разработать неадекватные средства, которые «гасят» возможность, воспринимая их как риск.
Таблица 5.2 ОБЩИЕ ВНЕШНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОПАСНОСТИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ В SWOT-АНАЛИЗЕ
Со стороны на это необходимо учитывать следующие особенности SWOT-анализа: 1) субъективность характера подбора факторов, которые составляют слабые/сильные стороны предприятия по ступеням их важности, а также специфику восприятия менеджерами влияния факторов внешней среды; 2) вероятность и угроза отнесения факторов к той или иной группе (прошлые преимущества могут в будущем стать недостатки, и наоборот); 3) быстро изменяясь, среда требует постоянного внимания к себе. Процветающие фирмы, которые эффективно применяют стратегическое управление, используют SWOT-анализа за обратным перечислением и оценкам факторов один раз на квартал. Существует достаточно много определений отдельных элементов SWOT-анализа. Приведены некоторые их них: Сильные стороны (strength) – внутренние возможности (навыки, потенциал) или ресурсы, которые могут способствовать формированию конкурентных преимуществ. Слабые стороны (weaknesses) – виды деятельности, которые фирма осуществляет не достаточно хорошо, или ресурсы, подсистема потенциала, которые неправильно пользуются. Возможности (opportunities) – альтернативы, которые может использовать предприятие для достижения стратегических целей (результатов). Опасности (threats) – любые процессы или явления, которые препятствуют движению предприятия или организации в направлении достижения своей цели и миссии. Широкое применение и развитие SWOT-анализа объясняется следующими причинами: стратегическое управление, связанное с большим объемом информации, которую необходимо собрать, обработать, анализировать, использовать, и поэтому появляется необходимость поиска, разработки и применения методов организации такой работы.
Рис. 5.1 Принципиальная схема учета зависимых и независимых факторов SWOT-анализ дает возможность формировать общий перечень стратегий предприятия с учетом их особенностей: в соответствии с содержанием стратегии – адаптации к (или формированию влияния на) среде (рис. 5.1) Проследить соотношения факторов внешней или внутренней среды, которое трактуется в категориях SWOT-анализа, можно с помощью определенной матрицы (рис. 5.2). Внешняя среда
Внутренняя среда Рис. 5.2 Матрица SWOT-анализа
На пересечении отдельных составных групп факторов формируются поля, для которых характерные определенные сочетания, которые необходимо учитывать в будущем в процессе разработки стратегий определенного типа: поле СиМ – требует стратегий поддержки и развития сильных сторон предприятия в направлении реализации шансов внешнего окружения; поле СиЗ - предусмотрение стратегий использования сильных сторон предприятия с целью смягчения (устранение) рисков; поле СлМ – разработка стратегий преодоления слабостей предприятия за счет возможностей, которые предоставляются внешней средой; поле СлЗ – иногда называют «кризисным полем», потому что здесь объединяются опасности среды вместе со слабостью предприятия. Со стороны на это существует немедленная потребность в разработке стратегий, как рисков, так и устранения слабостей предприятия, что всегда является трудным заданием. Необходимо иметь в виду, что факторы, которые формируют отдельные составные SWOT-анализа, могут иметь различные временные характеристики влияния, поэтому целесообразно использовать определенное их ранжирование на кратко- и долгосрочные действия (табл. 5.3). Таблица 5.3
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (569)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |