Подготовка к экскурсии
Подготовка и создание выставки
Выставка это совокупность предметов выставленных для обозрения и имеющая временный характер. Выставки могут быть стационарными и передвижными. Любая создаваемая выставка независимо от длительности ее работы и размеров является полноценной экспозицией и строится на музейных материалах, имеет научно обоснованную структуру и продуманное художественное или образное решение.
Подготовка к созданию выставки Начало работы по созданию выставки не отличается от первого этапа любой научной работы и состоит из разработки концепции. Концепция выставки включает в себя: 1. Обоснование и актуальность темы, основной проблемы. 2. Тематическую структуру и особенности содержания выставки. 3. Характеристику источниковой базы. 4. Перечень требований к художественному или образному решению.
На основе концепции разрабатывается тематико-экспозиционный план (ТЭП) который отражает конкретный состав экспозиционных материалов и их группировку в соответствии с тематической структурой. ТЭП включает в себя наименование разделов, тем, подтем, тематических комплексов, ведущие тексты, аннотации, перечень экспонатов в экспозиционных комплексах, сведения о характере экспонатов (подлинник, копия, воспроизведение и т.д.), их размеры. В приложениях к ТЭП дается этикетаж.
Проектирование выставки: 1. Создание рабочих чертежей (наброски) 2. Разработка монтажных листов (предварительная раскладка экспозиционных материалов, ведущих текстов и этикеток на планируемом оборудовании).
Требования к оформлению выставки
1. Наличие образа выставки, который создается путем подбора тематических комплексов (группа предметов, объединенных по содержанию и образующих целостную композицию). 2. Наличие и грамотность текстов выставки. Ведущий текст короткий и ясный (аналогичный эпиграфу в литературных произведениях) должен выражать направленность экспозиции в целом. Объяснительные тексты (аннотации) к экспонатам с наличием полной информации о них. 3. Художественное оформление выставки направлено на создание образа, в основе которого лежит ценность музейного памятника (экспоната), Недопустимо, когда экспозиционный образ создается главным образом художественно-изобразительными средствами, стилизацией и усилением активности оборудования. 4. Выставочное оборудование должно быть относительно легким и мобильным, приспособленным к переездам, безопасным в эксплуатации. Главным критерием является способность обеспечить сохранность экспонатов. Подготовка и проведение экскурсии
Экскурсией называется коллективный просмотр музея, выстави или внемузейного объекта, проводимый по намеченному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях. Подготовка к экскурсии Качество и эффективность экскурсии значительно выше, если имеется научно-методическая документация и собран обширный справочный материал к экскурсии. Наличие разнообразных материалов определяет качество и способствует повышению методического уровня экскурсии и мастерства экскурсовода. Методическая разработка является основным документом и служит руководством для проведения экскурсии, этот документ представляет собой уточненный развернутый план экскурсии с методическими указаниями. Определяет объекты и приемы показа, маршрут и продолжительность. Методическая разработка оформляется следующим образом: - титульный лист; - целевая установка; - вводная беседа; - основная часть экскурсии; - заключительная беседа.
Титульный лист Указывается тема экскурсии, продолжительность, фамилия составителя.
Целевая установка В тезисной форме отмечаются основные положения экскурсии и ее задачи (образовательные, воспитательные). Правильно поставленная и четко сформулированная цель экскурсии дает возможность экскурсоводу сконцентрировать внимание слушателей на главных вопросах.
Вводная беседа Составная часть любой экскурсии излагается следующим образом: - знакомство с группой (назвать себя); - краткие сведения об особенностях представляемого объекта и правилах его осмотра; - тема экскурсии, ее хронологические рамки, цели и задачи.
Основная часть Рекомендуется излагать по следующей схеме: 1. В первой графе указывается место остановки у тематического комплекса, витрины, планшета и т.д. 2. Во второй графе перечисляются экспонаты и объекты показа, намечается необходимое время для каждой остановки. 3. В третьей графе дается краткий план содержания экскурсии, перечисляются основные вопросы рассказа применительно к экспонатам и объектам показа. 4. В четвертой графе фиксируются предложения по методике проведения экскурсии, которые вырабатываются в процессе подготовки экскурсии (текстовые связки при переходе к другому разделу или теме, включение в текст экскурсии стихотворения, цитаты, вопроса и т.д.)
Заключительная беседа Записывается или в тезисной форме или в виде вопросов. В первом случае это подведение итогов экскурсии, общие выводы по теме, вытекающие из всего увиденного и услышанного. Во втором – вопросы, которые надо поставить группе, завершая экскурсию.
Проведение экскурсии Экскурсия – это совместная работа экскурсовода и группы, поэтому их взаимное взаимодействие – обязательное условие для повышения ее эффективности. От экскурсовода требуется дифференцированный подход к каждой группе умение быстро реагировать на внимания слушателей и в соответствии с этим варьировать содержание и приемы проведения экскурсии. Особое внимание следует уделять культуре речи, причем не только грамматической правильности и хорошей дикции, но и ее выразительности, умению менять темп и использовать паузы. Слово в экскурсии сочетается с мимикой, жестом руки и указки. Немаловажное значение имеет культура поведения и внешний вид ведущего экскурсию. Экскурсия это большая физическая нагрузка, поэтому экскурсоводу нужны и достаточно хорошее зрение, и выносливость, и специальные занятия по постановке голоса.
Основные критерии оценки качества экскурсии: 1. Содержание экскурсии – соответствие содержания экскурсии теме и полнота ее раскрытия, целенаправленность и научный уровень, актуальность, новизна материала для слушателей, четкость тематической структуры экскурсии. 2. Методика проведения экскурсии – последовательность и логичность изложения материала, умение интересно и убедительно раскрыть тему экскурсии, наличие вступительной и заключительной части экскурсии, умение сделать выводы и обобщения, правильная демонстрация экскурсионных объектов: сочетание показа и рассказа, использование приема реконструкции, сравнения, метода беседы и т.д.; установление контакта со слушателями, организация группы, ответы на вопросы; распределение времени по основным разделам экскурсии; соблюдение маршрута. 3. Речь экскурсовода – доходчивость, правильность, богатство языка, его художественная выразительность и эмоциональность. 4. Культура проведения экскурсии, умение двигаться и владение указкой.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (560)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |