Порядок проведения государственного контроля
Соблюдения нормативов
Объекты государственного контроля в зависимости от количества механических транспортных средств и (или) величины воздействия на атмосферный воздух делятся на три категории (приложение 36). Периодичность государственного контроля объектов, отнесенных к первой категории, – не менее одного раза в год, второй категории – раз в два–три года, третьей категории – выборочно раз в пять лет. Государственный контроль за соблюдением нормативов осуществляется государственными инспекторами по охране окружающей среды, другими должностными лицами органов Минприроды [20; 21]. Государственный контроль соблюдения нормативов осуществляется уполномоченными лицами непосредственно по месту осуществления хозяйственной и иной деятельности проверяемых субъектов путем проведения проверок. Плановая проверка проводится на основе ежегодных планов проведения проверок. Внеплановая проверка проводится при наличии соответствующихоснований, предусмотренных абзацами третьим–шестым пункта 6 настоящих Правил. Контроль соблюдения нормативов осуществляется при проведении комплексных и целевых проверок. Комплексная проверка проводится по всем или основным вопросам соблюдения проверяемыми субъектами законодательства об охране окружающей среды, целевая проверка проводится в отношении отдельных вопросов контроля соблюдения проверяемыми субъектами законодательства об охране атмосферного воздуха и контроля выполнения ранее выданных предписаний. При этом целевая проверка может проводиться в виде рейда. На проведение проверки указывается цель, вид проверяемых субъектов и территория проверки, на которой проверяется деятельность субъектов, осуществляемая в пределах этой территории, на предмет соответствия ее законодательству об охране атмосферного воздуха. К проведению проверки могут привлекаться специалисты других правоохранительных и контролирующих органов. Уполномоченные лица при осуществлении государственного контроля соблюдения нормативов имеют право [14]: − беспрепятственно входить по предъявлении служебного удостоверения и предписания на проведение проверки на территории и в помещения, в которых осуществляется промышленное производство механических транспортных средств и двигателей к ним, допуск к эксплуатации, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание механических транспортных средств, строительство, реконструкция, эксплуатация объектов транспорта, а также производить контроль соблюдения нормативов согласно требованиям технических нормативных правовых актов; − останавливать механические транспортные средства для контроля на соответствие экологических характеристик механических транспортных средств требованиям технических нормативных правовых актов при проведении рейда по проверке механических транспортных средств, участвующих в дорожном движении; − получать от юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, необходимые сведения и документы; − производить другие действия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь. При осуществлении государственного контроля соблюдения нормативов уполномоченные лица проверяют наличие проектной документации на хозяйственную или иную деятельность и соответствие фактических эксплуатационных параметров объектов транспорта проектным; расчеты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от механических транспортных средств, выполненные на основе коэффициентов эмиссии (приложение 37); состояние производственного контроля в области охраны окружающей среды (ведение документации согласно приложению 38; наличие и выполнение планов и мероприятий по охране атмосферного воздуха, в том числе по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях) наличие постов контроля механических транспортных средств и их соответствие: техническим нормативным правовым актам, в соответствии с которыми осуществляется контроль, и инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию технических средств диагностики и средств измерений выбросов; свидетельств о поверке технических средств диагностики и средств измерений выбросов и сроки их действия; журнала учета измерений и принятых мер по предотвращению выпуска в эксплуатацию механических транспортных средств, не соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов по токсичности (дымности) отработанных газов. Деятельность проверяемых субъектов должна соответствовать требованиям, указанным в [14]: − заключении государственной экологической экспертизы проектов; − проектной документации на хозяйственную или иную деятельность, в том числе технологических схемах, схемах организации движения (запрета движения транспортных средств, ограничения движения грузовых транспортных средств, распределения транспортного спроса по времени и объектам тяготения, введения преференций общественному транспорту и другого) и системах маршрутного ориентирования (для направления внешних транзитных потоков, целевых транзитных потоков, внутригородского ориентирования), разработанных схемах организации и управления дорожным движением, управляющих воздействиях автоматизированной системы управления дорожным движением, схемах мест стоянок и хранения механических транспортных средств. Контроль за соблюдением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах двигателей механических транспортных средств осуществляется уполномоченными лицами в период проведения плановых и внеплановых рейдов по проверке механических транспортных средств, участвующих в дорожном движении, на дорогах общего пользования в местах, не создающих помех и опасности для движения, либо на территории, прилегающей к дороге, в светлое время суток. Выбор объектов контроля осуществляется согласно требованиям программы контроля; проверок соблюдения нормативов проверяемыми субъектами, осуществляющими ввод в эксплуатацию и эксплуатацию механических транспортных средств, посредством выборочной проверки механических транспортных средств отдельно по группам в зависимости от видов используемого моторного топлива (бензиновые, газобаллонные, дизельные). Количество механических транспортных средств одной группы, подлежащих проверке на объектах контроля, определяется в зависимости от их общей численности (приложение 39); проверок соблюдения нормативов проверяемыми субъектами, осуществляющими производство механических транспортных средств и двигателей к ним, оказывающими услуги по ремонту, диагностике, сертификации и техническому обслуживанию механических транспортных средств, допуску и вводу механических транспортных средств в эксплуатацию, посредством выборочной проверки изготовленных, прошедших ремонт и техническое обслуживание механических транспортных средств отдельно по группам в зависимости от видов используемого моторного топлива (бензиновые, газобаллонные, дизельные). Количество механических транспортных средств одной группы, подлежащих проверке, определяется в зависимости от суточного объема их (приложение 39). Результаты контроля соблюдения нормативов оформляются согласно постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь [22], а также других нормативных документов [ ] (приложение 40). По результатам проверки в трехдневный срок со дня окончания проверки оформляются [14]: − справка о соответствии деятельности проверяемого субъекта требованиям законодательства об охране окружающей среды при отсутствии нарушений в двух экземплярах, один из которых направляется проверяемому субъекту, другой остается у уполномоченных лиц; − акт-предписание по результатам проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды [23]. Справка или акт-предписание подписывается уполномоченными лицами и руководителем юридического лица (обособленного подразделения юридического лица), а в случае отсутствия руководителя юридического лица (обособленного подразделения юридического лица) – уполномоченным в установленном порядке его представителем, физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, либо уполномоченным в установленном порядке представителем физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя.Уполномоченные лица вправе потребовать представить письменные объяснения по выявленным нарушениям у лиц, указанных в части первой настоящего пункта, а также иных лиц, действия которых повлекли установленные в ходе проверки нарушения. Письменные объяснения прилагаются к акту-предписанию. В случае отказа подписать акт-предписание или представить письменные объяснения лицами, указанными в настоящем пункте, об этом уполномоченными лицами делается соответствующая отметка в акте-предписании. Указанные в нем требования являются обязательными для исполнения проверяемыми субъектами. Проверка исполнения предписания органа Минприроды проводится уполномоченными лицами в течение месяца после истечения сроков, установленных в акте-предписании для устранения нарушений.
Литература 1. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 декабря 2006г. № 80 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007. № 120; 8/16375. 2. СанПиН 10-5 РБ 2002 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». 3. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 февраля 2005 г. № 10 «Об утверждении перечня источников загрязнения атмосферного воздуха, которым не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 43, 8/12257б. 4. Гигиенические нормативы 2.1.6.12-46-2005 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» 5. Инструкции по определению объектов, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность, условно уязвимых в диверсионном отношении, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 21 июля 2003 г. № 29 / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 92, 8/9873. 6. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 61 «Об утверждении инструкции по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009. № 8/21380. 7. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 декабря 2005 г. № 69 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, продления, внесения изменений и дополнений, приостановления действия, аннулирования разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, № 8/13894 от 28 января 2006 г. 8. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 марта 2004 г. № 4 «Об утверждении Инструкции об организации производственного контроля в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке разработки, согласования и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 57, 8/10768. 9. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 62 «Об утверждении инструкции по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, № 8/21169 от 07.07.2009 г. 10. Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. № 186 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 2-ос (воздух) «Отчет о выбросах загрязняющих веществ и углерода диоксида в атмосферный воздух от стационарных источников» и указаний по ее заполнению» 11. Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 12 сентября 2005 г. № 41/30/45 «Об утверждении Инструкции об обмене информацией между Национальной системой мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, системой социально-гигиенического мониторинга и системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 155, 8/13151. 12. ГОСТ 17.2.4.06-90 «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения». 13. ТКП 17.08-03-2006 (02120) «Правила расчета выбросов механическими транспортными средствами в населенных пунктах». 14. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 63 «Об утверждении правил контроля за соблюдением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух механическими транспортными средствами» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 13 июня 2007 г. № 8/16642. 15. ГОСТ 21393-75 «Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерения. Требования безопасности». 16. ГОСТ 17.2.2.03-87 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности». 17. Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.2.2.05-97 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения выбросов вредных веществ отработавшими газами дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин». 18. Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.2.2.02-98 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин». 19. Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.2.2.07-2000 «Охрана природы. Атмосфера. Поршневые двигатели внутреннего сгорания для малогабаритных тракторов и средств малой механизации. Нормы и методы измерения выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов». 20. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2003 г. № 963 «О некоторых вопросах государственного контроля в области охраны окружающей среды, осуществляемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 82, 5/12801. 21. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 5 ноября 2004 г. № 35 «Об установлении компетенции должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 189, 8/11714. 22. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 2 августа 2000 г. № 7 «Об утверждении форм актов отбора проб и протоколов испытаний» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 82, 8/3895. 23. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11 апреля 2007 г. № 29 «Об утверждении некоторых форм документов» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 120, 8/16376. 24. Закон Республики Беларусь от 17.07.2002 № 126-3 «Об охране окружающей среды» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 22 июля 2002 г. № 2/875. 25. Сборник нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды. Вып. 60. Охрана атмосферного воздуха (в двух частях). Часть I / Сост. С.В.Завялов, И.В.Колюско– Минск, Бел НИЦ «Экология»; 2008. – 163 с. 26. Сборник нормативных докумнтов по вопросам охраны окружающей среды. Выпуск 60. Охрана атмосферного воздуха (в двух частях) Часть II / Сост. С.В.Завялов, И.В.Колюско – Минск, Бел НИЦ «Экология»; 2008. – 150 с. 27. Мисун, Л.В. Инженерная экология в АПК : пособие для студ. инжен. специал. с.-х. вузов / Под ред. Л.В. Мисуна. – Минск : БГАТУ, 2007. – 302 с. 28. Мисун, Л.В. Организация и управление экологической безопасностью на объектах агропромышленного комплекса : монография / Л.В. Мисун, А.А. Зеленовский, И.Н. Мисун, В.М. Раубо. – Минск : БГАТУ, 2009. – 243 с. 29. Мисун, Л.В. Отходы производства и потребления. Проблемы и решения : монография / Л.В. Мисун, В.М. Раубо, Г.А. Рускевич – Минск : БГАТУ, 2010. - 273 с.
Приложение 1
ЗАЯВЛЕНИЕ* о согласовании проекта по инвентаризации Прошу согласовать проект по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выполненный для _____________________ (наименование юридического лица, ________________ индивидуального предпринимателя) ________________ (местонахождение юридического лица, индивидуального предпринимателя, телефон, факс, ________________ адрес электронной почты) Основные виды деятельности согласно Уставу природопользователя: ____________________ ________________ Основанием для проведения инвентаризации является _ ________________ ________________ Наличие, срок действия ранее согласованного документа по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух __________ ________________ Наличие согласованных нормативов предельно допустимых выбросов, дата согласования, срок действия ___ ________________ Номер и срок действия разрешения _________________ Основание для выдачи разрешения _________________ (указывается документ, ________________ на основании которого установлены нормативы выбросов, дата согласования ________________ территориальным органом Минприроды и его наименование)
_______________________________ (фамилия исполнителя, телефон) _________ *Оформляется на фирменном бланке заявителя
Приложение 2
Таблица 1 – Сведения о потреблении и свойствах всех видов топлива, сырья и вспомогательных материалов, веществ и препаратов, которые используются (планируется использовать) в деятельности природопользователя
В графе 4 предоставляется информация относительно хранения сырья, вспомогательных материалов в бочках, емкостях (тип), подземное/наземное размещение, в или извне помещений и т.д. Отмечается их местонахождение на плане-схеме соответственно пункту настоящей Инструкции.
Таблица 2 – Перечень источников выделения и источников выбросов
Начальник цеха, участка _______________ _____________________________ (подпись) (инициалы, фамилия) Приложение 3
Форма
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1040)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |