Углубление представлений студентов о конституционно-правовых основах нормотворчества и нормотворческого процесса; категориальном аппарате, характеризующем понятие нормотворчества и его виды, научные методы исследования потребностей, условий, факторов и обстоятельств, влияющих на развитие отдельных видов нормотворчества, а также понятие и средства юридической техники.
Получение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в процессе нормотворческой деятельности.
Формирование у обучаемых комплекса знаний и компетенций, необходимых для осуществления профессиональной правотворческой деятельности в законодательных, исполнительных и судебных органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Место дисциплины в структуре магистерской программы
«Нормотворческий процесс в Российской Федерации» - учебная дисциплина вариативной части профессионального цикла ОП.
Содержание учебной дисциплины «Нормотворческий процесс в Российской Федерации» является логическим продолжением содержания такой дисциплины базовой части общенаучного цикла как «Философия права», а также - учебных дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Актуальные проблемы конституционного права», «История правовых и политических учений», «Сравнительное правоведение», «История и методология юридической науки».
Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины «Нормотворческий процесс в Российской Федерации» служат базой для освоения учебных дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Актуальные проблемы административного права», «Актуальные проблемы муниципального права», «Защита прав и свобод человека и гражданина», «Нормотворческий процесс в Российской Федерации», «Толкование права и юридическая техника», «Актуальные проблемы реализации и применения Конституции РФ в деятельности органов публичной власти», «Публично-правовые институты (формы) взаимодействия государства и гражданского общества», «Судебный контроль за законностью нормативных правовых актов» и др.
Компетенции,
формируемые в
результате освоения дисциплины (модуля)
Тема 1. Понятие нормотворчества и нормотворческого процесса. Юридическая техника.
Тема 2. Система источников права России и в зарубежных странах.
Тема 3. Процесс принятия, изменения и пересмотра Конституции Российской Федерации.
Тема 4. Нормотворчество и участие в нормотворческом процессе Конституционного Суда Российской Федерации.
Тема 5. Нормотворчество и нормотворческий процесс Федерального Собрания Российской Федерации.
Тема 6. Нормотворчество Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Тема 7. Нормотворчество и нормотворческий процесс органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Тема 8. Нормотворчество и нормотворческий процесс органов местного самоуправления.
Структура
дисциплины
(модуля), виды
учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины для всех форм обучения составляет 3 зачетных единицы или 108 часов. Из них аудиторных занятий:
- Для студентов очной формы обучения 24 часа (лекций - 12 часов, семинаров и практических занятий - 12 часов);
- Для студентов заочной формы обучения 18 часов (лекций - 8 часа, семинаров и практических занятий - 10 часов).
Знания, умения и
навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
В результате изучения курса обучаемые должны:
Знать:
- теоретические концепции и содержание принципов нормотворчества и нормотворческого процесса;
- сущность, понятие и содержание правотворческого процесса;
- основные конституционно-правовые формы осуществления правотворческой деятельности в органах публичной власти;
- понятие, принципы, особенности и порядок осуществления правотворческой деятельности в органах публичной власти в городах федерального значения;
- действующее законодательство об источниках права и тенденции его развития;
- правовой статус участников правоотношений, возникающих в процессе создания нормативных правовых актов;
- основные правовые позиции Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ применительно к: различным видам и стадиям нормотворческого процесса с участием органов государственной власти и местного самоуправления; соотношению закона и подзаконного акта; характеристикам нормативности юридических документов.
Уметь:
- толковать и применять общепризнанные принципы нормы международного права, Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные, федеральные законы и другие нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации правотворческой деятельности в органах публичной власти;
- самостоятельно анализировать процессы организации правотворческой деятельности в органах публичной власти;
- творчески применять полученные в ходе изучения данного учебного курса знания для юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств, прежде всего, с точки зрения обеспечения соблюдения законодательства, а также основных прав и свобод личности организации правотворческой деятельности в органах публичной власти;
- осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации, разрабатывать документы правового характера, основываясь на полученных в ходе изучения учебного курса знаниях;
- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе;
- разрабатывать нормативные правовые акты;
- квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;
- выполнять должностные обязанности по обеспечению законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
- квалифицированно толковать нормативные правовые акты;
- принимать участие в проведение юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе с целью выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности.
- принимать оптимальные управленческие решения;
- воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности.
- квалифицированно проводить научные исследования в области права;
- преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;
- управлять самостоятельной работой обучающихся; способностью организовывать и проводить педагогические исследования;
- эффективно осуществлять правовое воспитание.
Владеть:
- умением осознавать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительное отношением к праву и закону, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания;
- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
- способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения;
- умением компетентно использовать на практике приобретенные навыки в организации исследовательских работ и управлении коллективом.
- современной проблематикой, существующей в области правового регулирования различных стадий нормотворческого процесса;
- знаниями о наиболее эффективных формах и методах осуществления правотворческой деятельности в органах публичной власти;
- знаниями о дискуссионности и степени научной разработанности ведущих проблем курса;
- знаниями об основных направлениях совершенствования законодательства, регламентирующего нормотворческий процесс в Российской Федерации.
Технология
проведения занятий
Основными видами аудиторных занятий являются лекции и семинарские занятия. Их темы, а также количество отведенных для их проведения часов, определяются тематическими планами аудиторных занятий. Вопросы, не выносимые на семинарские занятия, являются предметом самостоятельного изучения. Семинарские занятия (темы 1-3). проводятся в виде интерактивных игр (дискуссии и/или деловые игры). К примеру, студенты делятся на группы, каждая из которых представляет орган государственной власти, участвующий на определенных стадиях нормотворческого процесса.
Используемые
информационные,
инструментальные и программные
средства
Лекционные занятия: комплект электронных презентаций/слайдов, аудитория, оснащенная звукоусиливающей и презентационной техникой (проектор, экран, компьютер).
Практические занятия: презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук), пакеты ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы), справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» или их адекватные заменители, «Иформационно- образовательный портал ФГБОУ ВО «Российский университет правосудия», Система электронного обучения «Фемида», Индивидуальные периодические издания ЭБД ИВИС, Электронно-библиотечная система IPRbooks,электронно-библиотечная система издательского дома «ИНФРА-М» - «Znanium.com».
Формы текущего
контроля
успеваемости
Текущий контроль проводится в целях получения оперативной информации о качестве усвоения учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий, а также стимулирования самостоятельной работы студентов. К текущему контролю по данной дисциплине относится проверка их знаний и навыков на практических занятиях, тестирование по отдельным темам, выполнение аудиторных и домашних контрольных работ.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям учебной дисциплины “Нормотворческий процесс в Российской Федерации” созданы фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Фонды оценочных средств включают: контрольные вопросы по учебным дисциплинам; типовые задания для практических занятий, тесты, программы экзаменов и другие средства контроля.
При оценке качества выполнения контрольной работы оценивается уровень самостоятельного изучения студентом темы на основе рекомендованной литературы, уровень анализа и толкования нормативных правовых актов, научных подходов, общий творческий подход и глубина основания тем заданий.
При оценке качества работы студента на семинарских занятиях оценивается письменная работа, предусмотренная для самостоятельной подготовки к занятию, активность участия студента в семинаре-дискуссии и заседании круглого стола, творческий подход к решению новых задач, выполнению заданий, в том числе связанных с отсутствием общепринятых алгоритмов решения поставленных перед студентом вопросов, поиск необходимых знаний при помощи информационных, инструментальных и программных средств
Важным для студентов является умение самостоятельного поиска необходимых нормативных правовых актов, решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и комментариев к ним. Необходимо при этом использование действующих электронно-поисковых систем (справочно-правовой системы компании «КонсультантПлюс» и др.).
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в форме тестирования, решения практических задач, выставления оценок за выполнение контрольных работ и контрольных заданий, работы студента на семинарских занятиях.
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...