ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
В литературе1 слово ≪фактор≫ (лат. factor —делающий, произ- водящий) трактуется как движущая сила совершающегося процесса или одно из его необходимых условий. В данном тексте под словом ≪фактор≫ понимается движущая сила, влияющая на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка. Не следует путать это определение с часто встречающимся в учеб- ной литературе таким понятием, как ≪факторы производства≫. К ним, как известно, относятся основной и оборотный капитал, ра- бочая сила и др. В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют самые разнообразные факторы. Их можно классифицировать по различным признакам. 1 См.: Словарь иностранных слов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Советская энциклопедия, 1964. В зависимости от направленности действия все факторы мож- но объединить в две группы: позитивные и негативные. Позитив- ные —это такие факторы, которые благотворно влияют на деятель- ность предприятия, а негативные —наоборот. В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т. е. само предприя- тие их порождает. Например, на предприятии разработана и внедрена хорошая си- стема материального стимулирования, которая значительно повы- сила мотивацию труда работников, что способствовало повыше- нию эффективности производства. Другой пример. На предприятии с вредными условиями труда ничего не предпринималось для их улучшения, в результате резко повысились утомляемость и заболе- ваемость рабочих, что в конечном итоге привело к значительному браку продукции и снижению объема ее реализации. В первом случае внутренний фактор сыграл позитивную роль, во втором -—негативную. Внутренние факторы настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета, анализа и выявления резервов производства их также целесообразно объединить в следующие группы: 1) связанные с личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка; 2) связанные с ускорением НТГЕ, с инновационной политикой предприятия; 3) связанные с совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием; 4) связанные с организационно-правовой формой хозяйство- вания; 5) связанные с созданием благоприятного социально-психоло- гического климата в коллективе; 6) связанные со спецификой производства и отрасли; 7) связанные с качеством и конкурентоспособностью продук- ции, с управлением издержками и ценовой политикой; 8) связанные с амортизационной и инвестиционной политикой. Эта классификация чисто условная, и она не отражает всего многообразия факторов, но позволяет более детально представить внутренние факторы и их влияние на эффективность производства. Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объек- тивные и субъективные. Объективные • .•это такие факторы, воз- никновение которых не зависит от субъекта управления, например ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии или стихийные бедствия. Субъективные факторы, а они составляют абсолютное боль- шинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа. Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значи- тельной степени зависит и от внешних факторов, которые можно классифицировать в следующие группы: 1) связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и миро- вого рынка. В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен; 2) связанные с изменениями политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе; 3) связанные с инфляционными процессами; 4) связанные с деятельностью государства. В современных усло- виях именно от государства в значительной мере зависит эффектив- ность деятельности российских предприятий, прежде всего созда- ние цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, т. е. со- здание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организация выполнения хо- зяйственного законодательства. Более подробно этот вопрос рас- сматривается в следующей главе. Контрольные вопросы 1. Что понимается под предприятием? 2. Какую роль играют предприятия в экономике страны? 3. Почему при плановой экономике предприятия не могли рабо- тать эффективно? 4. Почему рынок создает более благоприятные условия для ра- боты предприятия? 5. Каковы характерные черты переходного периода для рос- сийских предприятий? 6. Каковы цели и задачи предприятий, работающих в условиях плановой экономики и рынка? 7. Какие факторы влияют на эффективность работы пред- приятий в условиях рынка? ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ НЕОБХОДИМОСТЬ
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (669)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |