Читать- почитать, варить - сварить
Оба действия могут быть длительными. С точки зрения современного языка, они различаются ограниченностью во времени. Для выражения древних видовых различий использовались специальные формальные средства, а именно: чередования (положити – полагати, точити – тачати, нести-носити) и показатели глагольных классов. После стала формироваться категория времени. С ее становлением старые видовые различия стираются. В славянских языках стали формироваться новые видовые отношения. Формально это стало оформляться при помощи приставок. Но не сразу. Если в СРЯ любой глагол нес. в. при добавлении приставки становится глаголом сов. вида, то сначала добавленная приставка не вносила нового видового значения, а вносила новое лексическое значение. Позже в языке сформировался способ имперфективации – суффиксы –ива/ -ыва. Установилась К.В. к 17 веку. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия»
Кафедра Общего и русского языкознания Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) История русского языка (Историческая грамматика русского языка) ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Специальность 050301.65 «Русский язык и литература» код наименование
Барнаул
СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
1. ВВЕДЕНИЕ: Учебные и воспитательные цели. Практические занятия представляют собой изложение/обсуждение результатов изучения темы (курса или его раздела) учебной дисциплины, что необходимо для выработки навыков практического характера. Усвоение знаний научно-теоретического и практического характера, основных историко-лингвистических и литературных источников позволят студентам овладеть последовательностью, аргументированностью и доказательностью изложения. Изучение соответствующих разделов учебников, учебных пособий и лекционного, конспектного материалов помогают в подготовке высококвалифицированного педагога. Отработка практических навыков (анализ исторических процессов, протекавших в слове, фонетических и морфологических изменений и т.п.) способствует закреплению теоретического материала, расширению филологического кругозора студентов. Использование на практических занятиях материалов древнерусского языка (в основном – издания фонда редкой книги библиотеки БГПУ) позволяет представить не только научные достижения наших предков, но и культурно-эстетические, художественные, изобразительные. Использование фактического материала и изучение процессов помогает в формировании правильного представления о языке как целостной и развивающейся системе, изменения в которой протекают закономерно.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _1_ Тема: Фонетическая система древнерусского языка X-XI вв. Система гласных
1)Проблема периодизации истории русского языка. Сущность проблемы, ее причины. Основания различных периодизаций. Периодизации истории русского языка. Литература:
2) Структура слога. Закон восходящей звучности, закон внутрислогового сингармонизма, автономность слогов, неподвижность слоговых границ.
3) Характер ударения. Сосуществование силового и политонического ударения. Сосуществование силового и политонического ударения в древнерусском языке. Определения силового и политонического ударения. Акут и циркумфлекс, их значение в истории языка. Новоакутовая интонация.
4) Система гласных фонем. -Дифференциальные признаки: зона образования (ряд), подъем, лабиализованность/ нелабиализованность, сверхкраткость /несверхкраткость. - Количество гласных. - <ä> как самостоятельная фонема в период существования признака зоны образования как дифференциального. - <ô> в системе древнерусского языка. - Свидетельства отсутствия носовых гласных. Звуковое значение, особенности употребления и дальнейшая судьба малого и большого юсов, йотованных юсов. - Качество звука, обозначавшегося буквой «ять». - Редуцированные гласные в вокалической системе. Практическое задание 1. Повторить происхождение гласных звуков из праславянского языка. 2. Черепанова О.А., Колесов В.В. и др. История русского языка: Уч. пособие для практ. занятий. М. Academia, СПб – СпбГУ, 2003. №№ 2, 3 (а), 9, 10.
4. В книге В.П.Крапивина "Сандалик, или Путь к Девятому бастиону" главный герой возмущается по поводу надписей на памятнике Корнилову в Севастополе: надписи на памятнике сделаны то по старой орфографии, то по новой: "Например, слово "тендер" с твердым знаком на конце, а слово "бриг" - без. Название "Фемистокл" - с твердым, а "Двенадцать Апостолов" - опять без. Ну и еще... а в "Фемистокле" совсем путаница. Знак стоит, это по старинному правилу, а буква "фэ" современная. Раньше "Фемистокл" через старинную "фэ" писался... та буква как звено от якорной цепи". Перед вами фотография данной надписи:
Напишите все слова надписи памятника по старой орфографии. Согласны ли вы со словами главного десятилетнего героя: «…там сзади надпись есть. Про те битвы, где Корнилов сражался, и корабли, которым командовал. Надпись такую надо ведь или всю по-старинному делать, как раньше писали, или всю по-нашему, верно? Нельзя же половину так, а половину так?»?
ЛИТЕРАТУРА
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _2_ Тема: Фонетическая система древнерусского языка X-XI вв. Система согласных 1. Система согласных фонем. Дифференциальные признаки: место образования, способ образования, глухость-звонкость, твердость-мягкость. Специфика состава согласных. Вопрос о слоговых плавных. Специфика категории твердости-мягкости согласных, качество полумягкости как позиционное явление. Специфика категории глухости-звонкости: отсутствие нейтрализации для парных глухих-звонких согласных фонем. 2. Древнейшие диалектные различия.
Практическое задание 1. Черепанова О.А., Колесов В.В. и др. История русского языка: Уч. пособие для практ. занятий. М. Academia, СПб – СпбГУ, 2003. №№ 25, 26 (см. внимательно по В.В. Иванову параграф 64), 3 (б).
ЛИТЕРАТУРА 1. Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка. М., 1990 (1983). Параграфы 62-67, 69-75. 2. Горшкова К. В. Историческая грамматика русского языка — М., 1981 (1997). Параграфы 33, 34, 35, 40, 44, 45, 46, 47-49. 3. Колесов В.В. История русского языка. М. Academia, СПб – СпбГУ, 2005. Параграфы 34-50. 4. Борковский В. И. Историческая грамматика русского языка. М., 2006. Параграфы 19-22, 27-30, 53-59.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (622)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |